Понятие и значение социального партнерства
Социальное партнёрство – это взаимодействие между людьми в рамках социума. Чаще всего в качестве определения понятия «социальное партнёрство» обозначают взаимоотношения между личностью и государством, а также взаимоотношения между работодателем и наемными работниками.
При партнёрстве нередко возникает особая форма социального конфликта как соперничество. Это особый способ взаимодействия между людьми, в ходе которого стороны начинают соревноваться друг с другом. Сотрудничество рассматривается как социальное взаимодействие, которое влечёт особые последствия для субъектов. В частности, они реализуют взаимные цели, конкурируя между собой.
Несмотря на частное взаимодействие партнеров, многие учёные определяют сотрудничество в качестве комплексного взаимодействия. Коллективный договор сам по себе представляет конфликт между людьми, объединённый единым документом. В его основе лежит классовая борьба, что приводит к выводу о том, что социальное партнёрство также есть её продукт. Подобные представления социального партнёрства позволяют говорить о нём как о конфликте. Все соглашения, которые достигнуты между партнёрами, являются результатами борьбы или конфликта, который ведётся по определённым законам и традициям.
Если люди начинают действовать вне договорённости, то это приводит к конфликтным действиям, к войне. Поэтому люди, которые вышли из мирного социального партнёрства, всегда воспринимаются как враги. В рамках мирного взаимодействия между сторонами осуществляются вполне устойчивые формы взаимодействия между людьми, в ходе которых реализуются взаимные интересы. Однако сотрудничество подразумевает, что договор уже заключен, а взаимодействие между субъектами оформлены в соответствии с ним. Например, когда лицо трудоустраивается на работу, между ним и работодателем заключается трудовой договор. Таким образом субъекты взаимодействуют друг с другом, реализуя собственные потребности через законодательство. Так, у работника имеется потребность в самореализации, получении заработка, карьерном росте. Работодатель нуждается в решении каких-либо рабочих и кадровых задач, получении продукта или дохода от его реализации. Поэтому работники включаются им в производство.
Социальное партнёрство базируется на трудовом договоре, что делает партнёрские отношения взаимовыгодными, если цели интересов сторон совпадают. Однако подготовка и подписание договора выходят за рамки социального партнёрства, представляя его подготовительную стадию. Как правило, данная стадия характеризуется повышенным напряжением во взаимоотношениях между партнёрами.
Рисунок 1. Формы социального партнерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Трудовой конфликт в рамках социального партнёрства
Когда субъекты взаимодействуют друг с другом, нередко возникает необходимость в изменении условий договора. Так, трудовой договор, который часто заключается между сторонами, может носить плановый характер, однако отдельные его условия могут меняться. Например, трудовой договор может быть заключён на определённый срок. После истечения срока одна из сторон может не желать его продлевать. Некоторые условия могут носить внеплановый характер, однако синхронизируются с ранее достигнутыми договорённостями. Но трудовые конфликты не могут быть включены в социальное партнёрство, так как являются разрушающим факторами для него. Для того чтобы социальное партнёрство успешно функционировало, стороны должны уметь либо не конфликтовать друг с другом, либо находить компромисс. Социальное партнёрство в рамках трудовых конфликтов может существовать в различных видах, исходя из потребностей работодателя, государства, самого работника.
Партнёры не смогут взаимодействовать друг другом, если у них имеются разнонаправленные интересы. Это вполне объективная форма существования как минимум двух совпадающих интересов. При этом позиция субъектов максимально согласуется. Так, когда на работу приходит наемный работник, условия и позиции субъектов согласуются, как минимум, два раза. Первый раз работник согласен с условиями, когда поступает на работу, а во второй раз – когда подписывает трудовой договор. Социальное партнёрство при этом представляет собой форму классового компромисса.
Конфликты в социальном партнёрстве
Работники и работодатели имеют общие интересы:
- увеличение производительности труда;
- информатизация и оптимизация рабочего места работника;
- возможность без существенных издержек осуществлять трудовую деятельность
Однако в России социальное партнёрство налажено не в полном объеме является и не является совершенным. В частности, это произошло по причине того, что социальная и трудовая сферы не в полной мере урегулированы трудовым законодательством. Кроме того, на сегодняшний день появляются новые формы социального партнёрства, например, взаимодействия субъектов в интернете, фриланс. Данные виды взаимодействия также представляют собой взаимодействие между субъектами, которое имеет общие интересы и общие цели. Однако действующее законодательство пока что не в полной мере регламентирует такие формы сотрудничества между людьми.
Конфликты в социальном партнёрстве могут возникать и тогда, когда между сторонами отсутствует доверие. Например, профсоюз не доверяет государству, а профсоюзу не доверяют работники. В таком случае можно найти только один выход – провести забастовку. Предполагается, что забастовка должна укрепить доверие между субъектами, однако на самом деле она лишь скрывает те причины, которые её породили.
Социальное партнёрство не требует согласования абсолютно всех интересов. Достаточно совпадения как минимум двух общих интересов для того, чтобы иметь партнёра. Однако несовпадение большинства базовых интересов может привести к возникновению конфликтов. Нередко оппоненты соперничают между собой, что также приводит к разрушению партнерства.