Межличностный конфликт – это открытое столкновение индивидов, вызванное несовместимостью их целей и желаний в определенный момент времени.
Стили поведения в межличностном конфликте
Межличностные конфликты по своей основной форме направлены на разрешение каких-либо проблем. Форма их разрешения зависит от того, как ведут себя субъекты в процессе развития конфликта. Данная сторона конфликта является эмоциональной, а потому исследователи определяют её в качестве наиболее важной.
Выделяют следующие стили поведения личности в межличностных конфликтах:
- соперничество;
- уклонение;
- компромисс;
- приспособление;
- подавление;
- ассертивное поведение.
Рисунок 1. Стили поведения в конфликте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Характеристика стилей поведения в межличностных конфликтах
Соперничество – это отстаивание своих интересов, характеризующееся настойчивостью, бескомпромиссностью, отвержением любого вида сотрудничества. При соперничестве используются все доступные субъекту средства. Такой способ взаимодействия друг с другом зачастую используют люди, которые имеют равные ресурсы. С одной стороны, они стремятся удовлетворить свои интересы, а с другой стороны – не хотят проигрывать. Если данный стиль используется двумя субъектами, цель разрешить конфликт превращается в самоцель, все остальные цели уходят на второй план. Нередко при таком развитии событий утрачивается контроль над ситуацией.
Уклонение – это попытка уйти от конфликта. Один из оппонентов или группа отказывается в дальнейшем от непосредственного участия в конфликте, таким образом уклоняясь от решения назревшей проблемы. Формы проявления данного конфликта могут быть следующими:
- игнорирование;
- демонстративное удаление;
- бойкот.
С одной стороны, это весьма удобный способ для субъектов, которые не желают вступать в прямой конфликт, особенно если не располагают достаточными ресурсами для его разрешения. Однако данная модель имеет и негативные моменты, так как уклонение провоцирует завышенные требования к одному из оппонентов, что в результате может привести к проигрышу в конфликте.
Приспособление – это особая форма взаимоотношений, при которой цель оппонента ставится выше своей собственной цели. То есть субъект готов пренебречь своими интересами ради разрешения конфликта. Иногда появляется солидарность, зачастую ложная, имеют место жертвы и уступки. Так, руководитель может придерживаться подобной тактики по отношению к подчиненным или к одному из них для того, чтобы сохранить свой авторитет. Однако если одна из сторон постоянно уступает, это в итоге ведет к накоплению негативных эмоций и повторяющимся, нередко вынужденным уступкам.
Компромисс выступает в качестве наиболее конструктивного способа разрешения конфликта. При компромиссе находится приемлемое решение для обеих сторон, которое устраивает обоих. То есть точка зрения оппонента принимается только в том случае, если это устраивает другую сторону. Однако нередко обе стороны не могут быть удовлетворены в полном объеме, что может стать основанием для возникновения нового конфликта. Компромисс предполагает, что спор можно уладить каким-либо способом. Однако это далеко не всегда так. Например, два ребёнка спорят из-за шоколадки, в данном случае компромисс возможен в том случае, если они поделят шоколадку пополам. Однако если объектом конфликта является игрушка, которую нельзя разделить пополам, разрешение конфликта путем компромисса невозможно. Компромисс предполагает хотя бы частичное удовлетворение потребностей субъектов.
Подавление – это стиль развития конфликта, который заключается в том, что один из оппонентов заставляет другого оппонента принять свою точку зрения любой ценой. В том числе может использоваться власть, агрессия и принуждение. Нередко при этом один из компонентов обладает более высоким рангом, занимает более высокую должность, имеет большие ресурсы, которые ему доступны. Например, такой способ развития конфликта характерен для родителей и ребёнка. Более слабый здесь вынужден подчиниться, однако конфликт загоняется внутрь и через некоторое время неизбежно будет возобновлен.
Ассертивное поведение – это такая модель поведения, которая предполагает возможность и способность человека отстаивать свои интересы и добиваться поставленных перед ним целей, при этом не ущемляя других людей. Данная позиция характеризует внимательное отношение как к себе, так и к оппоненту. На указанной стадии конфликтов не возникает, так как субъекты могут найти верный путь для их разрешения. Кроме того, на данной стадии люди наиболее эффективно взаимодействуют друг с другом.
Оптимальная модель поведения субъектов в конфликте
Не существует единого стиля поведения, идеального способа разрешения конфликтов между личностями. Все стили имеют место быть и могут быть как спонтанными, так и используемыми сознательно с целью достижения определенного результата.
На то, какую модель поведения выберут люди, влияют различные факторы. Это, в том числе, темперамент, характер и уровень развития личности. Предпочтения людей по поводу разрешения конфликтов также могут зависеть от уровня взаимодействия между ними. Существуют такие модели общения, которые изначально обречены на провал, и ни один способ взаимодействия не поможет уладить конфликт. Кроме того, ни один конфликт не обходится без проявления интереса оппонентов к нему, то есть всегда имеет место личностное отношение всех людей, которые задействованы в нем.
Значительную роль ученые уделяют темпераменту людей, по которым можно предсказать, каким способом люди будут разрешать конфликты между собой, так, темперамент может охарактеризовать скорость, темпы психических процессов и состояний человека.
Например, поведение сангвиника характеризуется высоким уровнем подвижности, они склонны к смене впечатлений, отзывчивы и общительны. Флегматики зачастую медлительны, устойчивы, но замкнуты, слабо поддаются внешним эмоциям, чаще всего логичны в рассуждениях. Холерики ведут себя открыто и резко, у них быстро меняется настроение, они неустойчивы и могут проявлять признаки реакции. Меланхолики неустойчивы, легкоранимы, необщительны, а в случае возникновения конфликтов им свойственны глубокие эмоциональные переживания. Типология человека, то есть экстраверт или интроверт, мыслитель или чувствующий, также играет решающую роль при разрешении конфликтов. Все эти особенности необходимо учитывать.