Понятие посредничества
Посредничество – это одна из форм разрешения конфликтов. Она основана на вмешательстве третьей стороны в конфликт между двумя или несколькими лицами с целью оказания содействия данным лицам в разрешении имеющейся проблемы.
В качестве посредника может выступать как социальный работник, так и судья, медиатор, конфликтолог, психолог, а также иная компетентная сторона. Посредник отличается от лиц, участвующих в конфликте тем, что он не имеет какие-либо противоречия с оппонентами. Его цель – грамотное урегулирование конфликта.
Посредничество может применяться тогда, когда конфликтующие стороны находятся в тяжелой стадии противоборства, из которой они не способны выйти самостоятельно.
Случаи, в которых применяется посредничество:
- Наличие натянутых взаимоотношений между конфликтующими сторонами, при которых, тем не менее, складывается интерес в дальнейшем сотрудничестве. В данной ситуации посредничество способно не только уладить конфликт, но и направить стороны на дальнейшее взаимодействие.
- Общение между сторонами осложнено или затруднено, в силу чего необходима помощь посредника с целью возобновления прямого диалога, помощи в принятии решений.
- Попытка уладить конфликт позитивно ранее также предпринималась сторонами, однако не дала существенного результата.
- Участники конфликтов согласны взаимодействовать при наличии третьего лица.
- Участники конфликта заинтересованы в конфиденциальности, которая, в силу действия принципа гласности, невозможно добиться в суде.
- Дело не касается юридических вопросов, а потому не может быть разрешено правовыми методами.
Важнейшая задача посредника – убедить стороны выйти из конфликта любыми удобными путями, а также возложить ответственность за принятие решений на оппонентов.
Рисунок 1. Этапы переговорного процесса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Факторы успешности деятельности посредника
Участия посредников в конфликтах далеко не всегда обязательны, так как некоторые конфликты могут быть разрешены и без его участия. Однако в ряде случаев субъекты по определенным причинам не способны самостоятельно разрешить ситуацию, в силу чего нанимают третье лицо, обладающее квалифицированными знаниями в области конфликтологии, психологии, социального взаимодействия. При этом на деятельность посредника оказывают влияние следующие условия:
- Занятие одной из сторон авторитетной позиции. Специалист должен определить, какая из сторон занимает лидирующую позицию в конфликте. Признание относительной силы одной из сторон облегчит заключение соглашения, однако следует осторожно относиться к данному фактору с той целью, чтобы не допустить возникновения новых конфликтов, а перейти к сотрудничеству.
- Фактор времени. Сторонам необходимо учитывать сроки переговоров, то есть фиксированные временные рамки, ограничивающие длительность переговоров.
- Последовательность. Стороны, вступая в переговоры, должны последовательно анализировать все проблемные вопросы, переходя от более простых к более сложным, не упуская отдельные аспекты из-за вида. Только в таком случае возможно проведение плодотворных переговоров.
- Установления сроков переговоров. Переговорщик должен зафиксировать сроки, в течение которых должны быть произведены переговоры и принято итоговое решение для того, чтобы стороны укладывались в данные рамки, иначе переговоры рискуют затянуться. Кроме того, соблюдения сроков важно и для принятия итогового решения, так как сроки могут быть предусмотрены и в нем. В некоторых случаях переговорщики могут предложить сторонам испытательный срок.
Великие переговорщики
Многим кажется, что термин «переговорщик» стал использоваться только в XX-м и XXI-м веке, то есть в большей степени соответствует современности. Однако даже в истории России можно найти примеры великих переговорщиков.
Например, одним из великих переговорщиков являлся Александр Ярославович Невский, князь Новгородский и Киевский. В истории он известен как полководец одержавший ряд побед. Однако Александр Невский также умело вел переговоры с Золотой Ордой, которая длительное время позволяла русским князьям сохранить свободу и не нападала на территорию Руси.
Князь Дмитрий Михайлович Пожарский также является великим переговорщиком. Во время второго народного ополчения он вел переговоры со шведами с той целью, чтобы в момент восстания они не нападали на территорию России. Переговоры были успешными, в результате чего Габсбург и Швеция не препятствовали действиям второго ополчения, что сыграло важную роль в истории России.
Одним из величайших переговорщиков в СССР был Андрей Андреевич Громыко, советский дипломат и государственный деятель. Он был сторонником мирных отношений с США, однако на Западе его называли человеком «Нет!». В 1963-м году он подписал ряд соглашений, в том числе касающихся запрета испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и морском дне, которые до сих пор неукоснительно соблюдаются. Девиз всей его деятельности: «Лучше десять лет переговоров, чем один день войны».
Примером современного переговорщика является Сергей Викторович Лавров, советский и российский дипломат, Министр иностранных дел России. Он способен, по мнению современников, жестко и беспринципно ввести переговоры, отстаивая интересы России. Именно при нем Россия впервые применила право «вето» при голосовании в Совете Безопасности ООН. Именно Лавров во многом заставил уважать Россию и считаться с ее интересами, прислушиваться к ее мнению.
Услугами переговорщиков в современном мире часто пользуются при ведении переговоров с террористами. Как правило, у террористов имеется ряд интересов и требований государственных органов, которые они выдвигают, захватывая заложников или устанавливая взрывающие устройства. Многие переговорщики при общении с террористами придерживаются следующего принципа: «Командиры не ведут переговоры, переговорщики не командуют». В Германии, например, переговоры с преступниками – это отдельное направление работы правоохранительных органов. Подобные отделы полиции обеспечены методологически, технически, в штате присутствуют психологи и педагоги.