Понятие делового общения
Деловое общение представляет собой комплексный процесс, в котором обе стороны должны уметь налаживать контакт друг с другом, располагать к себе, уметь выслушивать, понимать и уважать мнение другого человека.
В ходе делового общения люди обмениваются информацией, решают вопросы и добиваются результатов своей деятельности.
Иногда, в ходе общения, люди могут невнимательно относиться друг к другу, нарушать личное пространство. Подобная тактика общения приведет к тому, что в деловой сфере неизбежно возникают неприятности. Это может разрушить карьеру как одного человека, так и целой компании.
В ходе взаимодействия друг с другом люди обмениваются информацией. Обмен информацией может происходить различными способами. Именно от взаимодействия сторон зависит то, насколько эффективно будут высказаны мысли и идеи, выделены сильные стороны, а также ограничения в общении. Для выбора верного баланса между коммуникациями необходимо обеспечить максимальный охват целевой аудитории, в отношении которой данные коммуникации направлены.
В основном, деловое общение применяется в бизнесе. Оно реализуется через непосредственный контакт оппонентов. Однако в некоторых случаях данный вид коммуникации может быть неэффективен. Так, учёные выделяют два основных способа коммуникации в бизнесе:
- Прямое общение – это непосредственный контакт, он наиболее эффективен в силу наличия эмоционального воздействия на собеседника. Количество встреч вживую может быть ограничено.
- Косвенное общение – имеет место тогда, когда между участниками общения есть пространственная или временная дистанция. В ходе такого общения невозможно использовать силу эмоций, поэтому приходится прибегать к другим методам. В частности, необходимо более обстоятельно излагать информацию, а также учитывать пониженную конверсию в результат.
Деловое общение производится не только посредством голосовой речи, но и с использованием невербальных ми знаков. Когда в разговоре присутствуют жесты, мимика, сила голоса, то необходимо верно оценивать знаки невербального общения. Они используются для установления эмоционального контакта и выяснения реальных отношений между людьми через распознавание указанных факторов. Таким образом, общение по вербальному признаку делится на две категории:
- Вербальное. Выражено голосовой речью, предусматривает однозначную передачу информации и некую сложность передачи эмоций.
- Невербальное – это жесты и мимика. Использование невербального общения предполагает установление эмоционального контакта. При умении собеседника определять значение жестов и мимики оппонента, другое лицо с вероятностью может выдать ему скрытые мотивы своего общения.
Формы деловых коммуникаций в бизнесе
Коммуникации в бизнесе могут принимать самые различные формы. В частности, выделяют следующие виды делового общения:
- Переписка – представляет собой обмен документами, которые могут иметь как бумажный, так и электронный вид. Переписка также может представлять собой обмен благодарственными письмами, что производится для установления контакта. В некоторых случаях переписка может носить негативный характер, например, при направлении писем-опровержений.
- Беседа – выражена в короткой форме устного обмена деловой информацией. В беседе можно разрешить краткосрочные вопросы, а также договориться о разрешении долгосрочных вопросов, однако не стоит ее растягивать. Это важнейшая форма коммуникации.
- Совещание – коммуникация руководителей и исполнителей в рамках одной организации или нескольких дочерних организаций. В результате деловых совещаний обмениваются оперативной информацией, принимают конкретные решения.
- Выступление – представляет собой публичную передачу сведений аудитории, перед которой человек выступает.
- Переговоры – представляют собой партнёрскую форму общения, в ходе которой достигается какое-либо соглашение.
- Спор – это конфликты, которые возникают в ходе дымовых коммуникаций.
- Вебинар – это общение, которое производится дистанционно, через средства коммуникации.
Деловые коммуникации как части бизнес процесса
Новые коммуникации представляют собой системное явление и всегда неразрывно связаны с бизнесом. Именно в бизнесе производится основной количество коммуникаций, заключаются различные сделки, работают маркетологи, службы сбыта и продаж, логистики. Кроме того, формируется система отношений между людьми, возникающая по различным поводам. В этом случае товары и коммуникации являются подэтапами или подпроцессом делового общения.
Устанавливая модели делового общения, субъект может поступить не по-своему усмотрению – как чётко соблюдать последовательность операций и алгоритмы, так и подгонять их под конкретную специфику взаимоотношений с каким-либо субъектом. Главное – это уметь анализировать возникшие правоотношения, обоснованность своих шагов.
Даже если решение в сфере коммуникаций оказалось ошибочным, оно в любом случае приведёт к какому-либо последствию, позволит приобрести опыт. Однако забывчивость в бизнесе не имеет оправданий. Как правило, необходимо грамотно налаживать коммуникации, обучаться данному моменту. Возможно, ошибки возникают в результате недостатка информации, неверных совета бизнесмена или каких-либо ещё дополнительных факторов, которые не зависят от личности и не приводят к возникновению внутриличностного конфликта.
Именно в сфере бизнеса появилась необходимость такой третьей стороны, как медиатора. Медиатор позволяет грамотно урегулировать отношения между сторонами, выделяя их основные цели и потребности, при этом медиатор не является заинтересованной стороной. Задачей медиатора является выработка соглашения, которое бы соблюдалось обеими сторонами. Кроме того, процедура медиации намного быстрее, чем процедура примирения в государственных органах, например, в суде, в силу чего пользуется особой популярностью.
Рисунок 1. Виды делового общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ