Происхождение и сущность сознания
Тайна генезиса сознания – это тайна возникновения человека, и она до конца не разгадана. Нет единого мнения в понимании этого вопроса, поэтому и существует множество теорий антропогенеза.
Сторонники теории абиогенеза утверждают, что жизнь возникла спонтанно из неживой природы в результате влияние разных причин, таких как геомагнитное излучение, тепловой стресс и т.д.
Представители концепции панспермии считают, что зарождение жизни произошло не на Земле, а было принесено из Космоса.
Существует еще теистическая концепция, сторонники которой утверждают, что человек есть результат божественного творения.
В эволюционной теории происхождения человека есть расхождения на две концепции:
- трудовая теория, согласно которой, совместная трудовая деятельность является важнейшим условием появления человека в процессе эволюции
- теория, которая считает возникновение человека результатом генетической ошибки, сбоя эволюционной программы природы, т. е. появление человека в результате мощного скачка в природе – бифуркации, в результате которого сразу появилось сознание и совершенного новый вид живого – человек разумный.
Сознание – это высшая форма отражения мира. Сознание свойственно только людям, это функция мозга, связанная с речью, которая заключается в обобщенном, целенаправленном отражении действительного мира, в регулировании и самоконтроле поведения человека, а также в мысленном построении действий и предсказании результатов этих действий. Поэтому сознание характеризуется как субъективный образ объективной действительности.
Сознание соответствует социальной форме движения материи.
Процесс становления человека является процессом разложения инстинктивной основы, присущей психике животных, и становления механизмов сознательной деятельности.
Возникновение сознания обусловлено формированием мозга, которое произошло под влиянием труда и речи.
Роль труда в развитии сознания
Для австралопитеков были характерны зачатки труда, но отличительным признаком труд является у первых людей на земле, питекантропов и синантропов, которые положили начало изготовлению орудий и добыче огня.
Неандертальцы значительно продвинулись вперед в использовании орудий и их изготовлении. Неандертальцы научились изготавливать новые виды орудий, использую новый подручный материал. Например, они научились изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строить жилища и т.д. А человек разумный поднял уровень техники на совершенно новую высоту.
Мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки, которая является органом труда. В этом заключается решающая роль трудовых действий в формировании человека и сознания. Рука являлась воспринимающим органом, который давал поучительные уроки органам чувств. В ходе развития трудовой деятельности менялись осязательные ощущения, логика действий запоминалась и становилась логикой мышления, так человек учился думать.
Таким образом, происхождение человека и сознания произошло благодаря труду.
Роль речи и общения в формировании и развитии сознания
Язык, как и сознания, является древним. Сознание не присуще животным в том смысле, в каком понимается человеческое сознание. Животные не обладают языком, равным человеческому. Общение животных происходит без использования речи. У многих животных существуют голосовые органы, мимико-жестикулярные методы передачи сигналов. Но все эти средства общения животных принципиально отличаются от человеческой речи тем, что они являются способом выражения субъективного состояния, вызванного голодом, жаждой, страхом, или являются призывом к совместным действиям, предупреждением об опасности и т.д. То есть конкретно имеющаяся на данный момент ситуация является содержанием общения животных.
Речь человека оторвалась от ситуативности. Эта революция породила человеческое сознание и сделало идеальное, которое опосредованно воспроизводило действительную реальность, содержанием человеческого общения.
Мимика, жесты и звуковые средства общения высших животных стали биологической предпосылкой становления человеческой речи. В процессе развития труда происходила более тесное сплочение членов общества. Так у людей возникла необходимость что-то сообщить друг другу. В результате такой потребности сформировался орган – соответствующее строение мозга и периферического аппарата.
Физиологический механизм формирования речи носит условно-рефлекторный характер. То есть звуки, произносимые в какой-либо ситуации и сопровождающиеся жестами, в мозгу сочетались с соответствующими предметами и действиями, а далее с идеальными явлениями сознания.
Постепенно звук из выражения эмоций трансформировался в средство определения предметов, их отношений и свойств.
Сущность языка заключается в его двойной функции. Язык служит средством общения и орудием мышления.
Язык и сознание образуют единство. Это означает, что они предполагают существование друг друга внутренне, а логически оформленное содержание предполагает внешнюю материальную форму.
Язык – это действительность сознания. Он принимает участие в процессе мыслительной деятельности, являясь ее чувственной основой и орудием. Сознание с помощью языка не только выявляется, но и формируется. То есть связь между языком и сознанием носит органический характер, а не механический. Невозможно отделить сознание от языка, не разрушив при этом их.
Единство сознания и языка является противоречивым. Язык влияет на сознание. Но при этом зависимость мышления от языка не абсолютна – мышление детерминируется своей связью с объективной действительностью, а язык может только частично модифицировать стиль мышления и ее форму.
Однако, вопрос о соотношении языка и сознания еще окончательно не закрыт, существует большое количество аспектов для его изучения.
Таким образом, процесс формирования сознания тесно связан с процессом формирования самого человека. Сознание развивалось одновременно с трудовой деятельностью, которая, в свою очередь, привела к необходимости формирования языка. Язык и сознание неразрывно связаны друг с другом.