Внутриполитическая структура страны в начале 90-х годов
Политическая система России в начале 90-х годов по своей структуре основывалась на двухступенчатой системе органов представительной власти, к которым относились Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет.
Главой исполнительной власти являлся президент Б.Н. Ельцин, который также выступал Главнокомандующим Вооруженными Силами России.
Высшим органом судебной инстанции был Конституционный Суд РФ.
В основном на должности в высших структурах власти назначались бывшие депутаты Верховного Совета СССР.
Программа «шоковой терапии»
В условиях происходящего конфликта законодательной и исполнительной власти, большинство депутатов поддерживало переход на рыночную экономику.
Глава Правительства Е.Т. Гайдар разработал программу так называемой «шоковой терапии», имевшей целью проведение радикальных реформ в области народного хозяйства для перехода к использованию рыночных методов хозяйствования.
Программа «шоковой терапии» включала два направления:
- либерализацию цен,
- риватизацию государственной собственности.
Либерализация цен
Либерализация цен, как составная часть программы «шоковой терапии», заключалась в их освобождении от контроля государства, за исключением лишь некоторых товаров и продукции производственно-технического назначения.
Либерализация цен привела к небывалому скачку инфляции. За год цены выросли почти в 26 раз. Из-за роста цен, уровень жизни населения снизился в два раза по сравнению с началом 90-х годов.
Денежные вклады и сбережения населения обесценились, и больше не выплачивались Центробанком.
Приватизация
Что касается второго элемента программы «шоковой терапии», то результатом приватизации предполагалось превращение частого сектора в преобладающий сектор экономики.
Тем не менее, хотя в результате проведения приватизации в руки частных лиц и перешли тысячи промышленных предприятий, что привело к потере государственным сектором ведущей роли в экономике, изменение формы собственности с государственной на частную не повысило эффективность экономики, а падение производства вследствие таких реформ было колоссальным. Импортная продукция захлестнула отечественный рынок.
Государство и управление производством
Ко второй половине 90-х годов большинство крупных и средних предприятий промышленного комплекса было преобразовано в коммерческие и акционерные общества.
Возникновение большого количества коммерческих банков, торговых домов и бирж окончательно поставило крест на возможностях государства управлять производственными структурами с помощью прежних методов государственного администрирования.
Тем не менее, в руках государства оказались сосредоточены пакеты акций многих ключевых предприятий страны.
Преобразования в сфере сельского хозяйства
В 90-е годы в сельскохозяйственном секторе экономики также стали активно развиваться новые формы хозяйствования.
Большая часть предприятий данной сферы была представлена:
- открытыми и закрытыми акционерными обществами,
- товариществами с ограниченной ответственностью,
- сельскохозяйственными кооперативами.
Экономический кризис привел к тяжелому положению в этой области. Для нормального осуществления деятельности элементарно не хватало техники и минеральных удобрений.
Проводимые преобразования стали причиной падения уровня урожайности, сокращения поголовья крупного рогатого скота и общей убыточности предприятий аграрного сектора.
Можно сказать, что в целом радикальные реформы экономики обернулись значительными потерями для страны.