Образование новых университетов и создание сети начальных и средних учебных заведений
Вопрос о просвещении народа представлялся одним из наиболее важных для Александра I и членов Негласного комитета. С их точки зрения, государством, населенным безграмотными людьми. Управлять предельно сложно, Между тем именно в области просвещения отсталость России особенно бросалась в глаза.
В 1803–1804 гг. Александр I издал ряд указов, которые заложили основы единой системы народного просвещения в России. Согласно указу страна была поделена на 6 учебных округов с университетами в центральных городах.
Наряду с уже существовавшими Московским, Виленским и Дерптским университетами, были учреждены, новые: Харьковский и Казанский, а Петербурге открылся Педагогический институт, позже также преобразованный и университет.
В 1804 г. по новому Уставу университеты в Российской империи:
- получили относительно широкую автономию;
- хозяйственными и учебными делами учебного заведения ведал совет, который состоял из профессоров;
- в свою очередь, профессора сами выбирали свое начальство ректора и деканов факультетов.
В то же время были сделаны шаги по созданию единой сети учебных заведений, которые должны были открыть путь к образованию представителям различных сословий:
- приходы, которые объединяли население нескольких сел, создавались приходские училища для крестьянских детей. В них учили читать, писать, считать и Божьему закону.
- следующая ступень – уездные училища, в которых должны были учиться дети мещан уездных городов: мелкие торговцы, ремесленники, чиновники. Здесь их учили арифметике и грамматике, преподавали основы истории, географии.
- в крупных губернских городах для детей дворян учреждались гимназии, где предметы преподавались значительно более полно и основательно. Из гимназии открывался прямой путь в университет.
Начало реакционной политики в сфере образования
В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В новом названии ясно были выражены новые цели: сделать просвещение более возвышенным и наполнить религиозным духом. Во главе министерства был поставлен А. Н. Голицын. Новое министерство сразу же предприняло действия для реализации новых направлений внутренней политики.
Прежде всего, это сказалось в отношении цензуры, которая находилась в ведении Голицына, – она чрезвычайно ужесточилась. Министр запрещал любые публикации, «содержащие мысли и дух, противные религии христианской, обнаруживающие вольнодумство безбожия, неверия и неблагочестия». Под подобный запрет нетрудно было подвести любое произведение. Даже часть духовенства была нелояльна «казенному мистицизму».
Самый тяжелый удар был нанесен по университетам. Александр I теперь рассматривал их как главные рассадники безбожия и неверия.
Подозрительность по отношению к образованной части общества, которая была так характерна для последних лет царствования Александра I, еще больше усилилась при Николае I.
Пресса, образование и наука стали объектами, против которых наиболее активно действовала жандармерия и цензура. В 1826 г. был введен «чугунный» цензурный устав. А в 40-х гг. $XIX$ века было создано еще и орган, который проверял деятельность цензуры. Этот специальный комитет проверял уже опубликованные газеты и журналы, книги.
Политика Николая I в сфере образования
Школы и университеты Николай I рассматривал как рассадники вольнодумства, а поэтому обучение было решено поставить в жесткие рамки соответственно возможного будущего профессионального направления. По уставу 1828 г. для людей низших сословий предназначались приходские училища для детей купцов, ремесленников и других горожан – гимназии. В университетах должны учиться почти исключительно дворяне. Министр народного просвещения С. Уваров разработал новый устав университетов. Согласно уставу, университеты теряли свое самоуправление, а в их внутренние дела мог вмешиваться специальный попечитель – начальник учебного округа.
Ученый совет университета сохранил право выбора ректора, деканов ее профессоров, однако утверждал их в должности министр просвещения, который мог отклонить любую кандидатуру и назначить того, кого считал нужным.
Но в целом период царствования Николая I стал временем заметного развития просвещения в России.
Несмотря на все ограничения, университеты и гимназии превращались во все более заметное явление. Гораздо хуже обстояло с начальным образованием, на которое правительство практически махнуло рекой. Уровень грамотности в стране оставался низким.