Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образование и народное просвещение. Достижения науки и техники в России в конце XIX - начале XX в.

Образование и просвещение

В период реформ Александра II были выработаны основные принципы функционирования системы начального, среднего и высшего образования. Подавляющее большинство (94 %) начальных школ представляли собой училища, где дети обучались 2-3 года. Лучшим видом начальной школы считались земские училища, которые по сравнению с церковно-приходскими соответствовали задачам обучения много больше. В этот период возник вопрос о введении всеобщего начального образования. Этот законопроект обсуждался в Госдуме, но не был принят. При этом, несмотря на открытие новых земских и церковных школ, они все равно не обеспечивали потребности большой страны. Из населения старше 8 лет грамотными были не более, чем 40 %. Большинство российских крестьян были неграмотными (по переписи 1918 г. около 70 % крестьян европейской части России, включая Урал, были неграмотными).

Фундаментальные знания давались в университетах, которых, правда, в этот период почти не открывалось. В 1909 г. был создан Саратовский университет, где имелся только медицинский факультет. Во время Первой мировой войны был эвакуирован Варшавский университет, на базе которого появился Ростовский университет. В мае 1917 г. в Перми открылось одно из отделений Петербургского университета. Университеты также способствовали народному просвещению: участвовали в разработке курсов для рабочих, народных университетов, выступали с публичными лекциями, занимались изданием книг серии «Библиотека для самообразования» и пр.

В условиях промышленного переворота - интенсивного развития промышленности, связи, транспорта, применения новой техники – появились учебные заведения для подготовки необходимых профессиональных кадров (инженеров-механиков, землеустроителей, путейских инженеров, агрономов). Были созданы Киевский, Варшавский, Петербургский политехнические институты.

Продолжалось и развитие женского образования. В Петербурге с 1880-х гг. работали Высшие женские курсы (Бестужевские); в 1908 г. возобновили работу Московские Высшие женские курсы В.И. Герье, а также Высшие сельскохозяйственные курсы, возглавляемые Д.Н. Прянишниковым.

«Образование и народное просвещение. Достижения науки и техники в России в конце XIX - начале XX в.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Кроме учебных заведений, существовали и другие формы просветительской деятельности. Например, Пречистенские рабочие курсы, открытые в 1897 г. в Москве на средства В.А. Морозовой. В период революции распространяются народные университета, рабочие просветительские общества. Так, в Москве большой популярностью пользовался Московский городской народный университет. В нем могли обучаться все лица от 16 лет, вне зависимости от пола, вероисповедания, социального положения. Преподавали там частично ученые и профессора университетов.

Просветительской деятельностью также занимались книги и периодическая печать. Перед Первой мировой в России существовало около 300 больших издательств. Лидером среди них считается издательство И.Д. Сытина, которое выпускало более 800 наименований печатной продукции в год. Другими крупными полиграфическими предприятиями были издательства Брокгазуа-Ефрона, «Просвещение», Товарищества М.О. Вольфа. Россия занимала 3 место в мире по количеству наименований выпускаемых книг. Наиболее тиражируемыми были учебные пособия. Выпускалось много научно-популярных изданий, среди которых особо популярными были журналы:

  • «Нива»,
  • «Вокруг света»;
  • «Научное обозрение»;
  • «Природа».

Также пользовалась популярностью серия «Жизнь замечательных людей», созданная Ф. Павленковым.

Центрами просвещения были библиотеки, выставки, музеи. На рубеже веков набирают популярность промышленные и сельскохозяйственные выставки, например, Всероссийская художественно-промышленная выставка, состоявшаяся в 1896 г. в Нижнем Новгороде.

Наука и техника

Научная деятельность сосредотачивалась в университетах, Академии наук, научных общества (Вольное экономическое, Русское географическое, Русское историческое и пр.). Проводились различные специализированные съезды: врачей, естествоиспытателей и пр.

В этот период российская наука находилась на довольно высоком уровне развития для своего времени. Значительных успехов достигли ученые в математике, физике, языкознании, химии, истории:

  • физик, профессор Московского университета П. Лебедев открыл и доказал путем экспериментов существование давления света и возможность измерения его величины; им же была создана русская научная школа физики;
  • геофизик Б. Голицын основал науку сейсмологию;
  • физиолог И. Павлов создал учение об условных рефлексах, дал объяснение высшей нервной системы человека; он же был первым из русских ученых, кто получил Нобелевскую премию (1904 г.);
  • биолог И. Мечников занимался исследованиями в области инфекционных заболеваний и иммунологии; Мечников также удостоился Нобелевской премии (1908 г.);
  • формированием наук биохимии, биогеохимии, радиологией занимался В. Вернадский;
  • биолог К. Тимирязев изучал физиологию растений;
  • огромное значение имели труды К.Э. Циолковского по теории движения ракет и космических полетов;
  • Н. Жуковский вел разработки в сфере гидро- и аэродинамики.

Гуманитарные науки все больше расширяли проблематику, вводили в научный оборот новые факты и обращались к новым теориям и концепциям. Этим занимались М. Туган-Барановский, П. Лященко в историко-экономических трудах, Н. Кареев, П. Виноградов, Н. Павлов-Сильванский, В. Бартольда в исторических и источниковедческих исследованиях. Большое значение имела деятельность В. Городцова в области развития археологии. В. Арсеньев, Г. Грум-Гржимайло, П. Козлов внесли вклад в изучение истории восточных народов.

Технические достижения также совершались в этот период. Великолепным инженером был В. Шухов, придумавший множество оригинальных конструкций. Были и другие учены: Г. Котельников изобрел авиационный ранцевых парашют, Н. Зелинский создал угольный противогаз, а И. Сикорский создал прототипы транспортных самолетов.

Замечание 1

Образование и просвещение в конце XIX - начале XX века обрели определенную, четкую систему, которая сформировалась после «Великих реформ»; отечественная наука находилась на высоком уровне развития, благодаря чему были совершены многие важные открытия.

Дата последнего обновления статьи: 31.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot