Новгородский кодекс
Новгородский кодекс ( «Новгородская псалтирь») — это древнейшая из известных русская книга, обнаруженная в 2000 году, которая содержит полный текст псалмов 75 и 76 и часть псалма 67, записанных на старославянском языке.
А. А. Зализняк и В. Л. Янин в 2001 году отнесли памятник к русскому изводу церковнославянского языка. Однако в 2003 году А. А. Зализняк причислил его к «просто старославянскому тексту», подчеркнув, что во время создания памятника древнерусский извод ещё не существовал.
Древнерусский извод церковнославянского языка — это название русской редакции древнего церковнославянского языка. Особенности проявляются в фонетико-орфографических и морфологических признаках славянских рукописей.
Кодекс несёт и датируемые 999 годом затёртые тексты, в которых упоминается Суздаль.
Памятник состоит из четырех липовых дощечек (церы), покрытых воском для написания при помощи писа́ла. По палеографическим, стратиграфическим, радиоуглеродным данным, восковой кодекс применялся с конца X века, так что он на несколько десятилетий старше Остромирова евангелия, считавшегося древнейшей книгой на Руси с установленной датой написания — 1057 год.
Остромирово Евангелие
Остромирово Евангелие — это древнейшая рукописная русская книга.
Остромирово Евангелие – памятник старославянского языка русского извода. Оно включает в себя предназначенные для богослужений тексты.
Условно Остромирово Евангелие может быть поделено на две части, что свойственно Евангелиям-апракосам. В первой части чтения относятся к подвижному кругу церковного календаря. Вторая часть охватывает постоянные календарные праздники. Евангелие состоит из циклов, обособленных друг от друга миниатюрами и заставками. Каждый раздел соответствует певческой книге или ее циклам.
Памятник создан в 1056—1057 годах дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира, который назван «близоком» (родственник) Изяслава Ярославича. Рукопись интересна тем, что переписчик в конце подробно рассказал обстоятельства изготовления.
Остромирово Евангелие — наиболее древний точно датированный созданный на Руси объёмный рукописный памятник. В нём, кроме общерусских особенностей, отражены и языковые особенности, со временем ставшие характерными для украинского языка.
«Повесть временных лет»
«Повесть временных лет» — это наиболее ранняя из сохранившихся русских летописей.
Создана в 1110-х годах в Киеве. Составила основу поздних летописей.
Охватывает период с библейских времён (вводная часть) и заканчивая 1117 годом (в третьей редакции). Датированная часть истории Руси начинается с 852 года.
Как и у большинства древних произведений, оригинальный текст не сохранился. Повесть временных лет известна нам по двум редакциям, именуемым второй и третьей и нескольким спискам.
В Хлебниковском списке (середина XVI века) автором летописи указан Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Многие исследователи отрицают его авторство, а упоминание списке рассматривает как позднюю вставку.
Несмотря на недостоверность отдельных дат и многих описаний событий, «ПВЛ» является одним из основных источников по истории Древней Руси.
«Слово о законе и благодати»
«Слово о законе и благодати» — это запись речи Киевского митрополита Илариона, содержавшей апологию Русской земли, после Крещения влившейся в семью христианских народов, и панегирики князьям Владимиру Святославичу и Ярославу Мудрому.
Слово является древнейшим известным оригинальным русским литературным произведением.
Авторству Илариона принадлежит ряд произведений, из которых важнейшие — «Слово о законе и благодати», Исповедание веры и Молитва. Все три входят в Синодальный список – сборник, созданный в последней трети XV века и имеют общее заглавие.
«Слово о законе и благодати», Исповедание веры и Молитва обнаружены были в 1844 году и опубликованы по этому списку археографом А. В. Горским. Он показал, что цикл принадлежит одному автору, митрополиту Илариону, который назвал себя в приписке. Атрибуция подтверждается тем, что в списках одно из сочинений цикла, Молитва, надписана именем Илариона. Молитва по содержанию и стилю близка к Слову и долго считалась его заключительной частью. Известно более 50 списков «Слова».
Оригинал был составлен в 1037-1050 годах, поскольку в 1037 году была возведена упоминаемая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Золотых воротах, и упоминается как живая княгиня Ирина, жена Ярослава, умершая в 1050 году. Исследователи датируют Слово 1040-ми годами. М. Д. Присёлков памятник датировал 1037—1043 годами. Другие исследователи, например, Д. С. Лихачёв, полагают, что оно было сказано в Софийском соборе в Киеве и завершалось Молитвой. Мюллер выделяет Похвалу князю Владимиру и считает, что Слово могло быть произнесено у гробницы князя в день смерти Владимира Святославича 15 июля в 1049 или 1050 году. В Похвале Ярославу Мудрому Софийский собор и Благовещенская церковь упоминаются как действующие храмы. «Повесть временных лет» говорит о закладке в 1037 году в Киеве нескольких крупных построек — Софийского собора, укреплений с Золотыми воротами, надвратной Благовещенской церкви и др. Вероятно, что в эксплуатацию всё было введено лишь в 1050 году. По мнению Лихачёва, «Похвала», подытожила строительную деятельность Ярославу за все время правления до 1050 года. А. Н. Ужанков считал, что «Слово о законе и благодати» произнесено 25 марта 1038 года в церкви Благовещения, через год после закладки фундамента. Однако Лихачёв считал, что указанная в «ПВЛ» дата закладки фундамента может быть неточной.
Полная и первоначальная редакция сохранилась в Синодальном списке последней трети XV века. Выделяются две поздние редакции. В сокращённой опущены Похвала Владимиру, связанный с Ярославом текст и Молитва. Предположительно, редакция составлена в XII—XIII веках. Известно более 30 списков XV—XVII веков. В сокращённой интерполированной редакции опущена Молитва и сокращена историческая часть, но усилено богословское содержание. Известна в 10 списках XV—XVII веков.