Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Священник и прихожане средневековой Руси

Определение 1

Приход — это религиозная христианская община, состоящая из объединенных при храме клира и мирян.

Как и в ранней церкви, в Русской Церкви прихожане избирали кандидатов в духовенство храма, представляя епископу «заручные прошения», получившие распространение после 1274 года. На вакантные места в приходском причте кандидаты либо избирались прихожанами, либо назначались боярином или князем (если храм располагался на вотчинной земле); после чего ставленник представлялся архиерею для рукоположения. Окончательное решение принадлежало епископу, но на практике архиерей в большинстве случаев доверял мнению вотчинника или прихожан.

Учреждение «прихода»

Под воздействием христианства древний быт проходил период перерождения. Храм, как дом всеобщей молитвы, притягивал к себе общественные силы. Вокруг него формировался «приход», то есть такая морально-настроенная общественная единица, крепче которой не могло быть в человеческом обществе, считающим удовлетворение религиозно-церковных потребностей насущным делом. Христианские интересы, сплотившие религиозной связью «прихожан», поставили перед каждым человеком цель жизни в стремлении к «общему благу», русских общинников, и без того объединенных чувством справедливости, объединили чувствами братскими, сделав их «братьями» («братчиками»).

Статья: Священник и прихожане средневековой Руси
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Положение духовенства в приходе

В приходе духовенство в старину занимало почетное и влиятельное положение. Это положение приобреталось как образованием и грамотностью, так и тесными связями интересов духовенства с интересами прихода. Из правила митрополита Кирилла, составленного в 1274 году, из поучения священнослужителям 1499 года, из решений Стоглавого Собора, из других актов и сочинений этого периода известно, что от священников всегда и неизменно требовалось знание священного писания и грамоты.

В правиле митрополита Кирилла условием для посвящаемых священников было поставлено «аще грамоту добре сведят». В поучении давался совет священнику: «почитай книгу часто, да неразумных научати». Изыскания профессора Соболевского, основанные на обработке письменных актов XV–XVII веков, привели его к выводам, что белые священники Московского государства XVI–XVII веков поголовно были грамотны. Но высшие духовные власти не довольствовались тем, что духовенство было лишь грамотно, но требовали, чтобы священники были «от божественных книг сказателен».

«Священник и прихожане средневековой Руси» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Образование священников и знание грамоты низов клира, письменных людей, предоставляло им преимущества в приходе. Духовные отцы могли в актах прикладывать руки за неграмотных людей, призывавшихся в свидетели к суду и за не умевших писать должностных лиц. Священники скрепляли крепостные документы у лиц великокняжеского рода, и с разрешения и ведома высших властей участвовали в суде, как члены при разборе судных дел прихожан. Приходской клир мог участвовать и в мирских выборах судей и земских старост. Но главной причиной роли причта и в особенности священников была та, что церковно- и священнослужители в старину были в приходе своими людьми, происходили из народа, проходили обучение у тех же учителей, что и другие прихожане, и, не составляли замкнутой касты, живя с приходом одной жизнью и одними интересами, принимая участие в его делах и предприятиях и получая от земства защиту. В солидарности житейского обихода прихожан и священника и лежало основание влияния духовенства в приходе, каким оно пользовалось и которое утратило, когда замкнулось в особое сословие, со специальными училищами, проникнутое сословными интересами, все более отдалявшееся от земских дел и интересов.

Построив церковь на общие средства (прихожане на церковь смотрели как на собственность), имея важные обязанности, как выбор и обеспечение содержанием причта, а равно заботы о церковном обиходе, наконец распоряжаясь самостоятельно и независимо от власти архиерейской имуществом церкви, в том числе церковными землями, приходская община, находившаяся в тесной связи с храмом, была поставлена, в виду успешного самоуправления, перед необходимостью избирать из своей среды доверенных лиц, которые, в качестве достойнейших и старейших людей, заведовали этими делами.

Выбор прихожанами причта

Участие народа и великих князей в церковных делах в старину постоянно обнаруживалось при избрании епископов и это право выбора сохранялось за народом древней Руси, как западной, так и восточной, и в отношении церковно- и священнослужителей. Заботы об избрании причта были предоставлены прихожанам и это право укреплялось за ними постановлением Стоглавого Собора 1553 года, тогда как в состоявших на казенном иждивении церквах (ружных), члены причта избирались царскими или княжескими дворецкими, дьяками и наместниками, через которых и получали ругу.

Выбрав на мирском сходе священника, приходская община заключала «порядную запись», определявшую их взаимные обязанности; община обязывалась не отставлять без вины священника от церкви и, определив содержание «по старине», требовала неупустительно отправлять церковный службы в царские и праздничные дни, не отлучаться без «мирского ведома» из прихода и «ездить к роженицам и болящим безпенно». В этих выборах участие принимал весь приход без различия сословий, то есть дети боярские, дворяне и крестьяне, – одним словом все окрестные жители, ходящие в церковь. Выбрав священника, приход с одобрением от мира представлял кандидата архиерею для посвящения.

Помимо священника мир выбирал и прочих членов причта, вступая и с ними в договор, определяя в записях временное и постоянное содержание по старине, давая им участок церковной земли и требуя за это довольствие исполнения принятых обязанностей, дьячков мир обязывал нести по волости и письменные обязанности, указывая «в письме у Государева дела и у мирских людей быть готову». Приход при этом требовал поручительства за членов причта под страхом пени, если избранные лица окажутся негодными. При выборах прежде всего прихожане обращали внимание на сыновей и родственников своих церковно- и священнослужителей и выбор обыкновенно падал на родных, как на более грамотных и навычных людей для занятия таковых мест.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot