Киевская Русь — это государство Восточной Европы, сформировавшееся в IX веке в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей из рода Рюриковичей.
Социальное устройство Киевской Руси
Формирование основных классов феодального общества в Киевской Руси слабо отражено в источниках. По этой причине вопрос о классовом характере древнерусского государства остается дискуссионным. Наличие различных экономических укладов дало специалистам основания оценивать Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад сосуществовал с рабовладельческим и патриархальном.
Для феодализма характерна полная собственность феодалов на землю, первичной формой которой являлось полюдье. Полюдье – это институт прямого внеэкономического принуждения, в котором явно выступают отношения подчинения и господства, как и начальная фаза превращения земли в феодальную собственность. В IX веке формируется класс феодалов, к которому относились киевские князья и местные бояре. В X веке усилилось формирование великокняжеского и княжеских доменов. Феодальное землевладение выросло за счет княжеских пожалований и за счет захвата земель общинников и пустующих земель. Также феодализм характеризуется неполной собственностью феодалов на крестьян, по отношению к которым применяются формы экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает как землю феодала, так и свой земельный участок, полученный от феодала, и является собственником жилища, орудий труда и т.д. В основном развитие феодализма приводит к тому, что лишь феодалы: князья, бояре и церковь – обладают правом собственности на землю. Они не платят дань и имеют другие привилегии. В Киевской Руси вместе с классовым делением шел процесс формирования сословного строя. Также в Киевской Руси существовали свободное городское население, свободные крестьяне - общинники, феодально-зависимое население, рабы.
Категории населения
«Люди» – это феодально-зависимые крестьяне, которые эксплуатируются государством путем сбора дани, размер которой зависит от количества и качества земли, находящейся в распоряжении крестьян, или самими феодалами путем привлечения к барщине или взимания оброка.
В начальной летописи термином "люди" обозначаются широкие слои сельских и городских жителей. Сохранение в течение долгого периода этого термина в значении свободного населения указывает, что процесс феодализации неравномерно затрагивал отдельные сельские общины, жители которых, теряя полноправность, сохраняли личную свободу.
Смерды - значительная часть феодально-зависимого полукрестьянского населения. Смерды были лично свободны и вели свое хозяйство. Князь давал землю смерду с условием, что тот будет на него работать. Со смертью не имеющего сыновей смерда земля возвращалась к князю. За право владения хозяйством смерд платил дань князю. За долги смерд мог превратиться в зависимого закупа.
Закупы - это попавшие в долговую кабалу люди, обязанные работой в хозяйстве заимодавца возвратить полученную "купу".
Исполняли сельские работы: работали в поле, ухаживали за господским скотом. Феодал мог предоставить закупу земельный надел и сельскохозяйственные орудия. Закуп был ограничен в правах. Это касалось прежде всего права ухода. Однако запрещалось продавать закупа в холопы. Закупы могли выступать в суде как свидетели по незначительным делам, обращаться на своего господина в суд. Рост закупничества связан с распространением частного землевладения.
Изгой – человек "изжитый", лишенный прежнего состояния.
Известны изгои зависимые и изгои свободные. Контингент феодально-зависимых изгоев формировался за счет холопов, выкупившихся на волю. Как правило, они не разрывали связь с господином, оставаясь под его властью. Однако в некоторых случаях освободившийся холоп уходил от хозяина. Такие изгои, порвавшие с прежним господином, обычно попадали в зависимость от церкви. Встречались изгои, бывшие выходцами из свободных слоев общества.
Источники называют также среди феодально-зависимого населения отпущенников, пращенников, задушных людей и вотчиных ремесленников.
В X-XII веках пленников, обращенных в рабство, называли "челядь". Они были бесправны. Люди, которые стали рабами по каким-то другим причинам, назывались холопы. Источники холопства: самопродажа, вступление "без ряду" в должность тиуна или ключника, женитьба на рабе "без ряду". В холопа превращался провинившийся или сбежавший закуп. За долги могли продать в рабство обанкротившегося должника. В отдельных случаях холопы наделялись правами. Как боярский тиун, он мог выступать в суде "видоком". Широко распространилось долговое холопство, прекращавшееся после уплаты долга. Холопы использовались как домашние слуги. В некоторых вотчинах были и пашенные холопы, обладавшие собственным хозяйством.
Экономическое развитие
Основу хозяйства Киевской Руси составляло пашенное земледелие. На юге в основном пахали плугом с двойной упряжкой волов. На севере - запряженной лошадьми сохой с железными лемехами. Выращивали зерновые культуры пшеницу, рожь, полбу, ячмень, овес. Распространены были просо, чечевица, горох, репа. Известны были как двухпольный, так и трехпольный севообороты. Сохранялся устойчивый набор домашних животных: коровы, лошади, овцы, свиньи, козы, домашняя птица. Значительную роль играли промыслы: охота, бортничество, рыболовство. С развитием внешней торговли возрос спрос на пушнину.
Промыслы и ремесло развивались и все более отделялись от сельского хозяйства. В условиях натурального хозяйства совершенствовались приемы домашнего ремесла: обработка конопли, льна, дерева, железа. Ремесленное производство насчитывало десятки видов: кузнечное, оружейное, ювелирное, ткацкое, гончарное и кожевенное.
По техническому и художественному уровню русское ремесло не уступало ремеслу европейских стран. Славились кольчуги, ювелирные изделия, кленки, замки.
Внутренняя торговля была развита слабо, поскольку господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешнеторговых отношений было связано с формированием государства, которое обеспечивало купцам безопасные торговые пути и поддерживало их на международных рынках своим авторитетом. В Византии и в восточных странах реализовывалась часть дани русских князей. Из Руси в основном вывозили изделия ремесленников, продукты промыслов и рабов. Ввозились предметы роскоши: шелковые ткани, виноградные вина, ароматные приправы и смолы, оружие. Росло число городов. Однако их жители еще сохраняли с сельским хозяйством тесную связь и занимались скотоводством и земледелием.