С конца XIX века российское общество оказывается во власти изменений, связанных с модернизацией всех сторон жизни. Меняются политические и экономические институты, а также социальные отношения и общественное сознание.
Общественное сознание, менталитет общества был не только результатом развития, но и важнейшим компонентом, определявшим это развитие. Вот почему важно принципы формирования и развития менталитета общества в переломный период разрушения его сословной структуры с учетом влияния особенностей его быта и традиций.
Трансформация ценностей дворянства
Заметное влияние на жизнь дворянства оказали реформы Александра II. После отмены крепостного права в 1861 году многие дворянские хозяйства стали разрушаться. Помещикам было сложно адаптироваться к рыночным отношениям: они теряли свои земли, закладывали усадьбы.
Под напором экономических, социальных и политических изменений меняется уклад дворянской жизни, происходит переворот в массовом сознании населения. На первое место теперь выходит не семья, а интересы каждой отдельной личности. Но почитание и подчинение главе семьи все еще сохранялось в дворянской культуре то конца XIX века.
Важной особенностью российского дворянского менталитета является его ориентация на западноевропейскую культуру. Во многом это объяснялось тем, что российские императоры, начиная с Петра I, увлекались всем западным, а дворяне относились к императору с большим почтением.
Важнейшим компонентом дворянского менталитета в XIX веке являются патриотические идеалы. В сознании значительной части российских дворян понятия «государь» и «Отечество» были единым целым.
Социальные и культурные преобразования заметно отразились на духовно-нравственном облике российского дворянства.
На рубеже веков это сословие находилось в состоянии кризиса. После революции 1905 года отношение дворян к самодержавной власти изменилось. Пошатнулась их вера во всемогущество императора.
В начале XX века в сознании российского дворянства фоновую систему ценностей составляли традиционные официальные идеалы.
Власть не успевала своевременно реагировать на назревавшие в стране проблемы. Нерешенный аграрный вопрос, ненависть крестьян к помещикам, раздражение по отношению к власти - все это приводило к нарастанию конфликтов в деревне.
Российское дворянство продолжало цепляться за традиционные ценности, которые уже не могли иметь место в меняющейся России. Привычный дворянам образ жизненного мира рассыпался, противоречия на ценностном уровне с реальностью привели к дезориентации представителей благородного сословия. На рубеже веков их начинает одолевать чувство беспокойства и сомнения, что отражало процесс деградации ценностей значительной части дворянства. В дворянской среде было слабо развитие осознание необходимости объединения с целью защиты собственных интересов.
В результате дворянство утратило привилегированные позиции в обществе, что повлекло за собой и изменение его духовно- нравственных установок. Религия в жизни представителей этого сословия больше не играет значимой роли, а самодержавную власть они стали воспринимать как устаревшую форму устройства государства.
Дворянству не удалось сохранить традиционный уклад жизни. Духовно-нравственные изменения оказались настолько критическими, что привели к краху некогда привилегированного сословия.
Духовенство на рубеже веков
Российское православное духовенство во второй половине XIX-начале XX века также постепенно утрачивает сословные черты, превращаясь в профессиональную группу, что, конечно, отразилось на его менталитете.
Духовенство формировалось в особой среде. Значительное влияние на процесс формирования личности будущего священника оказывала не семья, а духовная школа. До 8-9 лет мальчик воспитывался в семье, потом уезжал в город для обучения в духовном училище, а потом в семинарии. У семинаристов были свои нравы, привычки и моральный кодекс. В силу отсутствия в учебных заведениях опытных воспитателей, которые могли бы помочь студентам организовать досуг, семинаристы уже в юном возрасте знакомились с алкоголем и другими вредными привычками. В духовных школах было распространено рукоприкладство, поэтому уже в стенах училищ и семинарий будущие семинаристы учились драться.
Многие законы, действовавшие в духовной школе, переносились и во взрослую жизнь.
Духовная школа не готовила священников строить отношения с паствой, клиром, начальством, и одно лишь умение и знание служебных обязанностей не гарантировало священнику нормальной работы в приходе. Намного важнее было найти подход к прихожанам. А так как священнослужитель фактически находился на содержании прихожан, ему сразу же указывали на его место в приходе.
Во второй половине XIX - начале XX века самым распространенным пороком в среде духовенства было пьянство. Между тем духовный статус обязывал священнослужителей контролировать свои действия не только на работе, но и в быту, так как даже единичный проступок бросал тень на все сословие.
На рубеже веков число случаев неподобающего поведения в среде духовенства начинает расти, достигая пика в годы первой русской революции, что вызывает тревогу у высшего руководства Русской православной церкви.
Причины отклоняющегося поведения среди священослужителей были связаны с внутренними и внешними процессами, происходившими в самом сословии и русском обществе в целом.
Особенности менталитета рабочих и горожан
В конце XIX - начале XX века горожане сохраняли традиционный уклад жизни, что находило отражение в их менталитете.
Важную роль в жизни горожан играла церковь. Но к концу XIX века значительная часть горожан отходит от традиционного религиозного мировоззрения. Жители городов стали спокойнее относиться к религиозной обрядности, религиозным ценностям. Традиционные представления о вере, церкви и царской власти сильно пошатнула революция 1905 года.
С того момента горожане становятся безразличны к религии. Это стало проявляться и в календарных народных обрядах – они начинают постепенно меняться или вовсе уходить из их жизни.
Менталитет рабочих и их был того времени тоже в значительной степени оставался традиционным. Вплоть до краха Российской империи продолжала сохраняться связь рабочих с деревней, что откладывало отпечаток на их образ мышления.
Вместе с тем в менталитете рабочего и мещанского населения происходят существенные изменения, связанные с частичным или полным отказом от прежних представлений и утверждением нового мировоззрения. Во многом это было связано с техническим прогрессом – появлением кинематографа, оснащением производства современным оборудованием, строительством железных дорог, первой русской революцией 1905 года.
Рабочий класс постепенно утрачивает связь с крестьянством. К концу XIX века рабочие уже осознают себя как отдельное сословие.
На фоне роста грамотности, культуры появляются и негативные черты менталитета горожан – пьянство, хулиганство, неуважительное отношение к старшим, пренебрежение традиционным семейным укладом и т. д.
Уровень жизни горожан, особенно представителей рабочей среды, был относительно невысоким. Все мысли большинства горожан были нацелены зарабатывание денег, чему они и посвящали большую часть своей жизни. Малоимущие горожане вынуждены были браться за любую работу, а любой отдых они считали вынужденным простоем. Некоторые горожане просили милостыню.
Отношение к нищим в этот исторический период было весьма терпимым. Помогать бедноте считалась важнейшей нравственной обязанностью каждого верующего человека.
В российском обществе не был популярен культ богатых людей, культ наживы. Собственность и богатство тоже не находили отклика в сознании горожан того времени.
Крестьянский менталитет
Главная особенность крестьянского менталитета XIX-XX века – это социоцентризм – растворение своей личности в социуме (общине, коллективе), который по отношению к этому индивиду выступает как высшая власть.
Крестьянин усваивал принятые в его общине стереотипы, шаблоны мышления и поведения.
К религии крестьяне относились достаточно своеобразно. Они считали, что самое главное – это следовать обрядам. Духовный смысл веры крестьянам был малопонятен. Крестьяне скорее были фаталистами, так как во всем видели волю Божью.
Еще одной характерной чертой крестьянского менталитета было особое отношение к земле. Оно было связано с необходимостью трудиться на земле в сложных климатических условиях, с экстенсивным типом аграрной экономики и аграрным перенаселением в Европейской России. От власти крестьяне требовали только одного – получить как больше земли.
Значимый компонент менталитета крестьян – вера в доброго «Царя-Батюшку», однако во время Первой мировой войны это отношение существенно изменилось.
Сознанию крестьян было свойственно своеобразное отношение к внешнему миру и своей родной стране.
Мир крестьянина был ограничен его кругом обитания. Внешний мир он воспринимал как нечто далекое.
В целом же менталитет российских крестьян и горожан конца XIX–XX вв. оставался традиционным. Во многом это было обусловлено консервативным укладом и стереотипами мышления старых сословных групп.
Представителям дворянского сословия не удалось сохранить традиционный уклад жизни. Под напором происходящих в обществе изменений некогда привилегированное сословие перестало существовать.