Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Российская прокуратура до 1917 г

Предыстория появления прокуратуры в России

В российском государстве в допетровский период не существовало института прокуратуры. Однако надо сказать, отдельные детали прокурорского представительства от имени государства при уголовном преследовании уже имели место быть. Например, при совершении какого-либо тяжкого преступления по «Уложению» Алексея Михайловича интересы погибшего, если отсутствовал «челобитчик» или истец, мог в суде представлять сам царь.

Потребность уничтожить зло, неправосудие, взяточничество, беззаконие в первой четверти XVIII подтолкнули Петра I к учреждению контрольно-надзорных институтов. В итоге в России по его указу от 2 марта 1711 г учреждается фискальная служба, цель которой вести тайные наблюдения над всеми делами и узнавать о несправедливом суде, сбору казны и др.

Фискалат. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Фискалат. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В основу новой службы были положены принципы функционирования прокуратуры Германии. Царь повелевал учредить должность обер-фискала. При выявлении противозаконных деяний обер-фискал должен был доложить в Сенат, а нарушитель закона облагался штрафом, половина которого шла в казну, а вторая половина непосредственно обер-фискалу.

Таким образом, обер-фискал являлся высшим должностным лицом, руководящим тайным надзором. В губерниях действовали свои «провинциал-фискалы».

Тайному надзору и вызову в Сенат подлежали все, невзирая на высокое положение. Правда, небольшое различие заключалось в том, что высокопоставленных лиц мог привлечь только обер-фискал.

«Российская прокуратура до 1917 г» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Провинциальные фискалы подчинялись обер-фискалу. Их задача заключалась в том, чтобы доносить, поэтому за ложные доносы они не преследовались. По мнению В.О. Ключевского, подобное обстоятельство вносило нравственно недоброкачественный мотив в государственное управление. Против такого закона 17 марта 1712 г в своей проповеди выступил Митрополит Стефан Яворский.

Слова Митрополита были услышаны и через два года, в 1714 г, новый указ значительно точнее определил сферу действия фискалов. Им вменялось в обязанность возбуждать дела, на которые нет челобитчиков, а за вмешательство в судные дела, возбужденные той или иной стороной, они подлежали наказанию.

Фискалы отвечали за доносы, сделанные из корыстных побуждений, при этом они несли то наказание, какое бы понесло оговоренное ими лицо, если бы оно действительно было виновным.

Отсутствие доноса из корыстных побуждений тоже наказывалось.

Очень трудно было контролировать провинциальных фискалов. Эта тайная служба не пользовалась популярностью в общественном мнении, да и на законность, и на правопорядок оказывала слабое влияние.

Надо сказать, что государство не обеспечивало фискалов материально, поэтому жили они за счет «собственных кормовых», что, безусловно, приводило к поборам, взяточничеству, превышению должностных полномочий.

Началом новых форм надзора, включая надзор за Сенатом, становится подчинение фискалата Юстиц-коллегии. Для этих целей в 1715 г вводится должность генерал-ревизора.

Таким образом, в целом можно сказать, что учреждение фискальной службы и её деятельность ожидаемого результата не принесли, и сам царь был вынужден это признать.

Учреждение прокуратуры

Предшественниками появления прокуратуры в России были разные формы надзорной власти – фискалы, генерал-ревизоры, обер-секретарь Сената. Сам царь в какой-то мере сам осуществлял надзорные функции.

Новый государственный институт – прокуратуру, Петр создает в 1722 г.

Надзор за высшим учреждением был делом сложным и его необходимо было согласовывать с формами ответственности. Прокуратура должна была проводить в жизнь экономические, социальные, политические реформы царя вопреки не только скрытому, но и открытому сопротивлению местных органов власти. Уже тогда, средства, которые использовали прокуроры, носили надзорный характер.

Прокурорский надзор формировался как институт контроля над деятельностью госаппарата и, конечно, за Сенатом, который стал законодательным и высшим органом подзаконной исполнительной власти на основании Указа от 27 апреля 1722 г.

Прокуратуру учреждали Указы Петра от 12 января 1722 г, где говорилось, что при Сенате должны быть Генерал-прокурор и обер-прокурор, прокуроры должны быть во всех коллегиях, рапортующие Генерал-прокурору.

Следующий Указ от 18 января 1722 г говорил об установлении должности прокуроров в надворных судах. Характер указов был организационный, констатировавший факт создания прокуратуры.

Указы не раскрывали задачи, стоящие перед прокурорами и функции, вменявшиеся им в обязанность. Данный пробел был восполнен Указом от 27 апреля, в котором была прописана характеристика функций Генерал-прокурора и в целом прокуратуры. За надзором его деятельности 11 мая 1722 г был назначен обер-прокурор Синода.

Замечание 1

Таким образом, данными законодательными актами была создана необходимая правовая основа функционирования прокуратуры Российской Империи.

Основным источником регулирования деятельности прокуратуры на протяжении всего XVIII столетия оставался Указ «О должности Генерал-прокурора».

Прокурорам в табели о рангах присваивались следующие классы:

  • Генерал-прокурор имел третий класс, что соответствовало генерал-лейтенанту;
  • обер-прокурор имел четвертый класс;
  • коллежские прокуроры получили шестой класс;
  • прокуроры надворных судов удостаивались седьмого класса наравне с обер-фискалом.

После своего назначения, приступая к своим непосредственным обязанностям, прокуроры давали присягу о том, что служить будут самой истине.

Деятельность прокуратуры после Петра I

Главная функция прокуратуры, по определению Петра, должна быть надзорная и, прежде всего, за Сенатом, коллегиями, надворными судами, Синодом Российской Империи.

Однако функция надзора после смерти императора ослабла. Вместе с Генерал-прокурором Сенат лишился реальной власти после учреждения Верховного тайного совета в феврале 1726 г.

В следующем году ликвидировали надворные суды вместе с их прокурорами, а через два года были уволены прокуроры из коллегий. Прокуратура, таким образом, перестала существовать.

В период правления Анны Иоанновны с 1730 по 1740 г. прокурорские органы восстанавливаются, а в 1731 г в губернии назначаются первые прокуроры – формируется система надзора за местными органами власти.

Генерал-прокурор П.И. Ягужинский в 1732 г был отправлен послом в Берлин, а после возвращения, в 1736 г он умирает. Нового назначения не последовало, поэтому прокуратура до 1740 г существовала только на бумаге.

Органы государственного надзора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Органы государственного надзора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Восстановление органов прокуратуры произошло в 1741 г при Елизавете Петровне.

Система общего надзора – высшего за центральными органами власти и местного за губерниями, сложилась во второй половине XVIII века.

Юридическое закрепление этого произошло при Екатерине II. В этот же период у Генерал-прокурора появляется ещё министерская функция наряду с надзорной.

В течение 29 лет, с 1764 по 1792 год Генерал-прокурором был А.А. Вяземский. Наибольшей власти высший надзор в лице Генерал-прокурора, был достигнут при Павле I (1796-1801 гг.).

Все важные дела решались только с его участием. В период правления Александра I, в 1802 г, учреждаются министерства, поэтому функция высшего надзора фактически исчезает.

С этого времени и вплоть до упразднения прокуратуры в 1917 г должность Генерал-прокурора соединялась с должностью министра юстиции. Первым эту должность занял Г. Р. Державин.

Во время правления Николая I, в 1826 г появилось III-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Это привело к тому, что жандармерия осуществляла надзор за органами местной прокуратуры.

Налицо стала угроза утраты прокуратурой самостоятельности и превращения её в придаток репрессивного аппарата.

Положение изменилось с приходом Александра II – Россия готовилась к проведению либеральных реформ. Судебная реформа и отмена крепостного права требовали реорганизации института прокуратуры, что было проведено в 1864 г.

В результате реорганизации органы прокуратуры превратились в судебную структуру. Не сразу была ликвидирована губернская прокуратура и продолжала действовать почти до конца XIX века.

В части общенадзорных функций её полномочия ограничивались новым Положением о губернской прокуратуре 1866 г.

После реорганизации органов прокуратуры на первое место выдвигалась обвинительная функция. Российская прокуратура в реорганизованном варианте оставалась до свержения самодержавия в феврале 1917 г и на короткий период до 25 октября 1917 г.

Дата последнего обновления статьи: 10.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot