Губернская реформа Екатерины II – это преобразования, проведенные в сфере губернского управления и организации при Екатерине II.
Причины реформы
Толчком для проведения губернской реформы послужила Крестьянская война под руководством Е. Пугачева 1773-1775 гг. Размах этого восстания и невозможность правительства подавить его в течение долгого времени показали неэффективность местной власти, так как эти органы управления, хоть и имевшие достаточно власти, но не могли использовать ее для поддержания порядка в областях.
Губернии в России в тот период уже существовали почти век – они были созданы реформами Петра I. Сначала их было 8, но со временем их количество увеличилось до 20. Губернии делились на провинции, а те, в свою очередь, делились на уезды. Во главе них стояли воеводы и канцелярии. Данная система изжила себя, ибо из-за почти неограниченной власти чиновники часто творили произвол.
Итак, цели губернской реформы состояли в следующем:
- Укрепление местной власти для борьбы с восстаниями и беспорядками;
- Упорядочивание административно-территориальной системы;
- Упорядочивание процесса сбора налогов.
Екатерина выбрала два средства для реализации целей: во-первых, надо было унифицировать систему местного управления (ликвидация автономии казачества, упразднение Запорожской Сечи и введение «гражданского правительства» на Дону), во-вторых, превратить дворянство в основную опору государства в областях (они же сами были заинтересованы в поддержании порядка на землях).
В 1775 г. было ликвидировано казацкое управление и была упразднена Запорожская Сечь, а на этих землях вводилось управление, подобное управлению всей страной.
Содержание реформы
1 ноября 1775 г. Екатерина II приняла указ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Суть данной реформы состояла в том, что:
- структура «губерния-провинция-уезд» заменялась на «губерния-уезд»; ликвидация одного деления позволяло в некоторой мере сократить бюрократию;
- каждая губерния составляла около 300-400 тысяч человек, а уезды – 20-30 тысяч человек; основным критерием разделения стала численность налогооблагаемого населения («податных душ») – при этом не учитывалось национальные, географические и экономические особенности, сложившиеся в границах старых губерний;
- количество губерний увеличивалось до 50 штук;
- все воинские части губернии становились подчиненными губернатору;
- вся губернская власть делилась по сферам деятельности: административная, судебная, финансовая;
- менялась судебная система – суд стал сословным; дворяне обращались в суд, горожане в магистрат, крестьяне в расправу.
Губернское правление согласно реформе состояло из одного губернатора, одного прокурора и двух сотников. Эти должности назначались непосредственно императором, а подчинялись генерал-губернатору, который контролировал несколько губерний, а через него – императору.
Губернское правление имело следующие функции: публикация и исполнение всех законов и контроль за этим; управление и контроль за деятельностью государственных учреждений и чиновников. Таким образом, губернская структура управления представляла собой следующую цепочку: генерал-губернаторство (во главе – генерал-губернатор, контролировал несколько губерний, подчинялся лично царю) – губерния (губернатор, имел всю полноту власти в своей губернии) – город (городничий, имел власть в городе, подчинялся губернатору, назначался Сенатом) – уезд (капитан-исправник, имел власть в уезде, подчинялся губернатору, избирался уездными дворянами).
Кроме того, создавались новые органы управления:
- Казенная палата: занималась сбором налогов и управляла различными предприятиями;
- Губернское правление: контролировало работу всех государственных учреждений;
- Приказ общественного призрения: контролировал работу социальных организаций (приюты, школы, богадельни, больницы);
- Управа благочиния: занималось полицейской деятельностью;
- Уездное дворянское собрание: имело исполнительную власть на территории уезда.
- Судебная система стала более структурированной:
- Сенат – высшая инстанция, которая разделялась на Уголовную и Гражданскую палату;
- Верхний земский суд: осуществлял надзор за соблюдением законов в губернии, занимался решением споров дворян и рассмотрением апелляций нижестоящих органов;
- Нижний земский суд – осуществлял надзор за выполнением законов в уезде и разрешал разногласия между дворянами;
- Верхняя расправа – занималась рассмотрением апелляции из нижних расправ и тяжб государственных крестьян в губернии;
- Нижняя расправа – занималась разбором дел крестьян в уездах;
По новой системе губернатор получал фактически неограниченную власть, поэтому Екатерина создала систему ограничений – наместничества. Наместник – это генерал-губернатор, который контролировал работу государственных учреждений, а прежде всего – управлял губернской армией. Как правило, генерал-губернатор контролировал 2-3 губернии, назначался лично императором, подчинялся только ему.
Результаты реформы
В 1775 г. создались два генерал-губернаторства (наместничества): Смоленское и Тверское. Опыт оказался удачным, и с 1777 г. начали создаваться новые наместничества, самыми крупными из которых стали Нижегородское, Владимирское и др.
Итак, губернская реформа имела большой значение для страны, так как была изменена структура местного управления страной. Она, как и любая деятельность, имела положительные и отрицательные стороны. В любом случае, было реформировано многое. Ликвидированы провинции, но из-за увеличения количества административных единиц государственных структур меньше не стало. Дворяне получили власть на местах, в уездах. Таким образом, они были лично заинтересованы в развитии уездов. Они же стали сословием, на которое опиралась власть для управления страной. На всей территории России вводились унифицированные нормы управления: казачьи старшины были приравнены к дворянами, а на Украине было утверждено крепостное право.