Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Реформа Сената Екатерины II

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Реформа Сената Екатерины II

Реформа Сената Екатерины II – это реформа организации Сената, проведенная Екатериной II.

Сенат до реформы Екатерины

Определение 1

Правительствующий Сенат – это высший орган законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, который подчинялся императору.

Сенат был создан в правление Петре I в 1711 г. как высший орган государственной и законодательной власти, для решения всевозможных дел определенной группой лиц в отсутствие Петра. Этот орган был выборным, и туда входили ближайшие сподвижники царя, который контролировал их действия. Сначала по главе Сената стоял обер-секретарь, но позже функции контроля за порядком на заседаниях были переданы гвардейским штаб-офицерам. Они, в свою очередь, в 1722 г. заменились прокуратурой (прокурор во главе).

После Петра Сенат потерял многие функции, поскольку при Екатерине I и Петре II главным органом государственной власти являлся Верховный Тайный совет, который впоследствии забрал у Сената почти все его права и функции. Анна Иоанновна же Верховный тайный совет упразднила и восстановила в функциях Сенат. Значительные изменения в деятельности Сената произошли при Екатерине II.

Петр III во время своего правления учреждает Императорский Совет, который ставится выше Сената. Дальнейшее сужение его прав и функций ясно прослеживается на примере того, что военная и морская коллегии были изъяты из его сферы влияния, а свобода действий Сената была стеснена запретом «издавать указы, кои в некоторый закон или подтверждение прежних служат».

Реформа Екатерины

При Екатерине II Сенат возвращает себе положение высшего государственного учреждения в стране, а Императорский Совет ликвидируется. Однако значение Сената в системе государственного управления меняется, поскольку Екатерина с недоверием относилась к Сенату с традициями елизаветинского времени. В 1763 г. выходит указ, согласно которому Сенат делится на 6 департаментов (4 из них находятся в Петербурге, а 2 в Москве). Распределение функций было следующее:

  • I департамент: внутренние и политические дела;
  • II департамент: судебные вопросы;
  • III департамент: дела губерний, которые находятся на особом положении (Малороссия, Лифлиндия, Эстляндия, Нарва, Выборгская губерния);
  • IV департамент: военные и морские дела;
  • V департамент: административные вопросы;
  • VI департамент: судебные дела.

Все 6 департаментов были равны между собой в силе и достоинстве. По правилам, все дела решались «единогласно» в департаментах, а в случае разногласий переносились на общее собрание сенаторов. Это умалило политическое значение Сената, так как его указы стали исходить не от собрания всех сенаторов в государстве, а только от 3-4 лиц, с которыми было гораздо проще договориться.

Генерал-прокурор и обер-прокуроры получили намного больше возможностей влиять на решение дел в Сенате. Так, при каждом департаменте, кроме I, с 1763 г. учреждался свой обер-прокурор, а при I департаменте он был учрежден в 1771 г. (до этого обязанности были возложены на генерал-прокурора).

Замечание 1

Разделение Сената на департаменты имело положительное воздействие, поскольку это ускорило процесс делопроизводства Сената, который обычно проходил достаточно медленно.

Кроме того, у Сената были отняты те дела, которые представляли настоящую государственную важность; в ведении Сената остались лишь суд и простая административная деятельность. Значимым ударом по роли Сената оказалось лишение его законодательных функций. Раньше он являлся законосовещательным органом, а в большинстве случаев именно от него исходила инициатива принятия новых законов. В правление же Екатерины большинство важных законодательных мероприятий (губернская реформа, городская реформа, Жалованная грамота дворянству) проводились без участия Сената. Он был даже отстранен от участия в работе Уложенной комиссии.

Замечание 2

Таким образом при Екатерине у Сената осталась малая часть его былых функций - пополнение мелких пробелов в законах, не имеющих особого значения, причем эти положения надо было посылать на утверждение высшей власти.

Вероятно, что Екатерина особо не доверяла тем, кто находился в Сенате, и понимала абсолютную зависимость этого органа от его же канцелярии и неспособность вести активное делопроизводство. Кроме того, она видела, что многие части управления Сенат довел до беспорядка, требующего немедленного устранения. Таким образом, те дела, которым Екатерина придавала особое значение, передавались отдельным лицам, которым императрица доверяла. Среди этих лиц большую роль играл генерал-прокурор А. А. Вяземский, что значительно расширило его влияние. Он фактически был и министром финансов, и юстиции, и внутренних дел, и государственным контролером. Появлялись целые ведомства, главы которых подавали дела императрицу непосредственно, в обход Сената.

Большим ударом по Сенату стало и вывод из-под его ведения военной и морской коллегии, что особенно сильно отразилось на его III и IV департаментах. Губернская реформа также умалила значение Сената, ибо создание новых государственных учреждений в губерниях отняло у Сената еще часть его функций. Ему приходилось создавать новую систему отношений с губернскими органами, но они не соответствовали реальности. Несогласованность действий Сената и губерний в итоге вытекла в том, что генерал-губернатор мог приносить императрице дела непосредственно, не посредством Сената, который оказался среди мелких административных дел, присылаемых ему с губернских правлений и казенных палат.

При этом значение Сената возросло в сфере судопроизводства, и он стал, в большинстве своем, судебным органом. И все же значение сенаторов снижалось под влиянием двух основных факторов:

  • огромное влияние на дела обер-прокуроров и генерал-прокуроров;
  • повсеместное допущение всеподданейших жалоб не только на департаменты, но и на общие собрания Сената.

Итак, была проведена масштабная реорганизация сенатских структур. Ответственность сенатских подразделений была разделена, многие функции вышли из-под ведения Сената, перейдя к другим государственным учреждениям. Роль Сената в государственной системе свелась лишь к устранению недосмотров в сфере законодательства, а также к контролю за исполнением законов и процессом судопроизводства.