Взаимосвязь преобразований Екатерины II
В $1775$ г. Екатерина II провела Губернскую реформу по следам крупнейшего восстания под руководством Емельяна Пугачева. Собственно, развернувшиеся после бунта преобразования были в целом направлены на то, чтобы подобное не повторилось, и эта цель была достигнута.
По Губернской реформе количество губерний удвоилось, для более удобного фискального и полицейского надзора. Разделение проходило строго по количеству населения – так, в губернии должно было проживать около $400$ тыс. душ, а на территории уезда примерно $30$ тыс. душ. Руководство губернией осуществлял губернатор, чьи полномочия по реформе были увеличены.
Сенат
Как отмечено выше, реформы проводились, грубо говоря, для наведения порядка, поэтому естественно, что они были между собой связаны. Изменения в центральных учреждениях начались постепенно ранее, в $60$-е гг. Так, Сенат перестал быть главным органом в стране, его поделили на $6$ департаментов, которые даже располагались по разным городам – в Петербурге и Москве. Эти департаменты занимались различными проблемами – судебными делами, отдельно вопросами Прибалтики, Украины и пр. Значительный политический вес сохранил только $1$ департамент, и то, это была публикация законов.
При общей потере авторитета Сената выросла власть обер-прокурора и генерал-прокурора Сената. Императрица общалась с Сенатом через генерал-прокурора, который обладал властью министра финансов, юстиции, а также функцией казначея. Генерал-прокурором при Екатерине II долгое время был Вяземский А.А.
Кабинет, статс-секретари. Императорский совет
При Екатерине II важную роль играл Кабинет со статс-секретарями, который рассматривал большинство вопросов внутренней политики. Статс-секретари Екатерины II стали важными лицами, т.к. через них императрица фактически руководила страной. Среди статс-секретарей отметим Олсуфьева А.В., Теплова Г.Н.
Кроме статс-секретарей у Екатерины II существовало разделение, по которому отдельные доверенные лица занимались отдельными вопросами. Так, например, Миних Л.И. руководил таможенной политикой, а Бецкой И.И. – образованием и просвещением в целом. Такое единоличное управление стало основой для появившихся в $XIX$ в. министерств.
Наиболее приближенные и влиятельные сановники в Российской империи заседали с Екатериной II в Совете при высочайшем дворе, который стал восстановленным аналогом Императорского совета Петра III. Поначалу он был созван с началом в $1768$ г. русско-турецкой войны, но с $1769$ г. созывался регулярно. Это был сугубо совещательный орган, обсуждавший как внешнеполитические вопросы, так и внутреннюю политику. Какие-либо решения Совета при принятии оформлялись как манифесты или указы монарха.
Коллегии
Львиная доля дел передавалась из центра на места, поэтому роль коллегий упала, многие были закрыты (Вотчинная, Камер-, Юстиц-, Штатс- Ревизион-, Берг-, Мануфактур-коллегия и др.). Наиболее авторитетные коллегии сохранили свою роль:
- коллегия Иностранных дел,
- Адмиралтейская,
- Военная.
Остался также Синод, но его положение уже было подчиненным по отношению к светской власти, т.к. отличительной чертой политики просвещенного абсолютизма являлась секуляризация, на которую Екатерина II решилась.
Таким образом, общей тенденцией преобразований в центральных государственных органах было усиление абсолютизма, сосредоточение всей власти в руках монарха.
Кроме того, была сформирована вполне четкая и прозрачная система учреждений управления и контроля, в которой решающую роль играло дворянство. Административная система в таком виде существовала и в $XIX$ в.