Религия являлась неотъемлемой частью духовной жизни русского народа, и особенно крестьянства, находясь в основе ее традиционной культуры. Религия определяла мировоззрение, поведение, а также систему ценностных ориентаций крестьян.
Язычество и крестьянство
До принятия христианства на Руси преобладала языческая религия. Язычество было политеистической религией, то есть имеющей не одного бога, а нескольких, которые составляли пантеон. Восточные славяне поклонялись Перуну, Хорсу, Дажьбогу, Стрибогу, Мокоши и другим божествам. Кроме них, славяне верили в разных существ, которые наделялись волшебными свойствами и жили рядом с людьми:
- леший, водяной, полевой олицетворяли природу и природные явления;
- домовой, банник связывались с домом и хозяйством;
- ведьмы, черти, колдуны наделялись демоническими свойствами;
- русалки и кикиморы были опасными порождениями воды и леса.
Религиозные обряды в тот период были достаточно примитивны. Местами молений служили холмы и горы, где могли устанавливаться капища – площадки, где устанавливались идолы богов. Обряды проводили волхвы, которые имели огромное влияние на людей. Священными местами также считались некоторые рощи, а самыми почитаемыми деревьями были береза и дуб (символ Перуна).
Языческие праздники и обряды славян были связаны с сельскохозяйственными работами. Посевной сезон начинался с молитвы и задабривания богов. Древний праздник Масленица имела своей целью проводить зиму и встретить весну. Таким образом, весь крестьянский уклад был подчинен главной цели – получить расположение богов и вырастить хороший урожай – а эти две цели в сознании людей были крепко связаны между собой.
Крестьянину необходима помощь в его хозяйственной деятельности, которую он находит в религии. Например, что делать крестьянину в случае засухи, если он не знает, почему она началась и как ее предотвратить, а меры какие-то предпринять надо? Он воздает молитву к богам. Разумеется, не всегда после молитвы шел дождь, но иногда и мог пойти. Раз мог пойти, значит, молитва помогает, и крестьянин выполнил то, что должен был.
Православие и крестьянство
В X в. на Руси устанавливается христианство как новая основная религия. До этого периода язычники мирно сосуществовали с христианами, но последних было несравненно меньше. Владимир принял решение крестить Русь, однако эта идея вызвала сопротивление почти у всех слоев населения, и князь фактически силой начал крещение, разрушая капища и сбрасывая в реку идолы богов. Люди не хотели отходить от своей религии и отказываться от своих богов: особенно сопротивлялся Новгород, для которого это было не только религиозное, но и политическое подчинение Киеву.
Внедрить новую религию в деревнях оказалось еще труднее, поскольку древние традиции там были еще крепче. Тысячелетнее язычество медленно отступало под натиском православия, но новая религия так и не смогла вытеснить старую. До середине XIII в. в городах еще были язычники, а в деревнях и подавно, так как там процессы протекали медленнее. Такие праздники как Иван Купала и Масленица так и не ушли из жизни русского народа, сосуществуя вместе с христианскими традициями. Также остались и верования в домового, русалку, лешего и прочих аналогичных существ. Они использовались к тому же и в воспитательных целях: например, ребенку рассказывали про кикимору, чтобы он не ходил на болота и не встретил реальную опасность.
Итак, спустя столетия православие все-таки так прочно укоренилось в сознании русского крестьянина, что крестьянин и религия стали фактически нераздельными понятиями. В каждой деревне, в каждом селе ставилась церковь, которая стала обязательным атрибутом. Туда крестьяне ходили молиться и там же совершались необходимые христианские обряды: крещение, венчание и пр.
В каждой крестьянской избе находился красный угол – это место в углу дома, куда ставился маленький иконостас, зажигалась лампадка, и где можно было совершить домашнюю молитву. В красный угол сажали самых почетных гостей, там же сидел хозяин дома во время приема пищи.
У каждого крестьянина имелся нательный крестик, который он всегда носил на шее.
Многие языческие праздники в деревне были заменены православными. Это было сделано специально, чтобы людям было легче перестроить свой жизненный уклад и совместить в сознании одно с другим. Церковных праздников насчитывалось великое множество, и посвящены они были различным событиям из церковной истории, иконам, святым и пр. Наиболее почитаемыми были престольные (храмовые) торжества, которые с особым размахом праздновались в деревне. На их время крестьяне, которые уходили на дальние заработки, старались вернуться домой.
Основными компонентами церковного праздника были:
- торжественное богослужение (обедня);
- крестный ход с хоругвями и иконами по всем селениям прихода; святой водой окроплялись дома жителей, источники воды, поля, скот;
- праздничная трапеза - ее можно было начинать только после освящения дома иконой.
К таким праздникам готовились заранее: подновляли, чистили, убирали храм (реставрировали иконы, подсвечники, паникадила, утварь), готовили праздничную еду, украшали дом.
Ко дням храмовых праздников проводили и базары с ярмарками, на которых можно было найти себе развлечение. Они обычно располагались рядом с церковью на площади, которая считалась самой главной в селении.
Другой разновидностью праздников были обетные. Эти церковные праздники определялись самими крестьянами по обету, который давался ими в случае в случае избавления от какой-либо неприятности. Иногда он приурочивался ко дню возведения храмов и часовен, которые строились сообща всеми жителями во время эпидемий. В дни празднования запрещалось работать из-за опасения нажить ту же беду. Обетный праздник мог справляться селом, деревней, группой деревень, а мог и просто одной семьей. Он не сопровождался веселыми гуляниями и пирами, а мог ограничиваться лишь общественной трапезой и молебном.
Итак, можно сказать, что русский крестьянин был глубоко религиозным человеком. Религия была фактически единственной вещью, которая ему могла помочь и дать ответы на разные вопросы. Из-за отсутствия знаний по некоторым предметам, он мог полагаться только на религиозную помощь – отсюда происходила и известная богобоязненность крестьян. Это нашло выражение и в расколе церкви в середине XVII в., когда многие верующие просто отказывались менять традиционную обрядность из-за боязни менять что-либо в старом устоявшемся порядке. Религия пронизывала жизнь крестьян, при этом сочетая православные и языческие традиции.