Развитие образования и науки в России первой четверти ХVIII века связано с личностью Петра I, который образованию придавал первостепенную для государства значимость. В своих циркулярах он требовал, чтобы подданные своих детей обучали письму и чтению. Рекомендовалось использовать кроме азбуки псалтырь и часослов. К детям дворян предъявлялись особые требования. Их обязывали учить иностранные языки и науки. Особый интерес вызывает указ 1714 года, запрещавший жениться дворянским детям, пока они не овладеют грамотой и не пройдут курс наук.
Внедрение светского образования
Петр I считал необходимым развитие ориентированного на Европу светского образования. Было решено открыть государственные школы с целью подготовки образованных людей из семей дворянских, купеческих и верхушки посада.
Благодаря реформам Петра I в России появилась система профессионального образования. В 1701 году были основаны Навигацкая, Пушкарская, Приказная, Госпитальная и другие школы, находившиеся под опекой государственных органов. Школа «Математических и навигацких наук» была открыта в Москве 27 августа 1701 года. Здесь обучались будущие капитаны, кораблестроители, а также преподаватели для иных школ.
Выпускники Навигацкой, Медицинской, Инженерной, Артиллерийской школ получали общее и профессиональное образование, затем получали ведущие должности и становились проводниками внедряемых реформ.
Петровская эпоха предоставляла талантливым людям из народа уникальные возможности для личностного роста. Приоритетной государственной задачей было развитие светского мышления, грамотности, приветствовалась образованность в противовес религиозности и церковной консервативности.
Светское образование – это образование, полученное без церковного влияния.
Открытая в 1725 году в Санкт-Петербурге Академия наук была любимым творением императора в последний период жизни. Она начала работу после смерти императора, который разработал Устав и основные положения Академии, выписал из немецких земель мировую звезду по математике Леонарда Эйлера. АН в Петербурге, в отличие от европейских, совмещала функции учебного и научного центра, при Академии была организована гимназия. Профессора в основном приглашались из Германии. Наряду с Эйлером другой знаменитостью стал профессор механики Даниил Бернулли, в его труде «Гидродинамика» содержится фундаментальный «закон Бернулли» для идеальной жидкости.
Вначале студентов было мало, тут по большей части учились дети дворян или проживающих в России иностранцев. Однако после введения стипендии и мест для студентов, учащихся за счет государства, среди них появились разночинцы и крестьяне. Дети крестьян, мастеровых и солдат, как правило, ограничивались только младшими классами.
реформы Петра I в сфере образования и науки:
- Открытие множества школ (цифирные, гарнизонные, епархиальные школы, Инженерная, Артиллерийская, Навигацкая;
- Создание системы профессионального образования;
- Направление молодых дворян на учебу за границу;
- Изменение содержания образования: на первом месте вместо церковных оказались светские науки;
- Создание светских учебников;
- Издание печатной газеты «Ведомости»;
- Основание первой библиотеки в 1714 году;
- Создание Академии наук;
- Развитие отечественной науки: внедрение русских изобретений, организация географических, геологических и других экспедиций;
- Введение нового летоисчисления с 1 января 1700 года;
- Основание в Санкт-Петербурге первого музея – Кунсткамеры.
Кунсткамера - первый музей России, созданный императором Петром I.
Важнейшим итогом достаточно хаотичных образовательных реформ, проводившихся от случая к случаю, и не создавших стройной системы образования, был сдвиг в сторону обмирщения людского сознания. Вливание в дворянское сословие «свежей крови» из низов общества – социальная мобильность по службе росла. Страна получила образованных, грамотных, активных и честолюбивых людей. Воспитание гармонично развитой личности и моральная сторона процесса обучения Петра Первого и соратников мало интересовала. Задача воспитания честного человека на службе не была поставлена и, соответственно, не была решена.
Развитие науки и техники в Петровскую эпоху
В петровскую эпоху развитие науки и техники обуславливалось практическими государственными потребностями. Это касалось гидро- и картографии, геодезии, изучения земных недр и поиска полезных ископаемых. Русскими гидрографами были составлены карты Балтийского, Азовского, Каспийского и Белого морей. Экспедициями под руководством В. В. Атласова, Д. Г. Мессершмидта, И. М. Еврейнова и Ф. Ф. Лужина, Ф. Беневенина, И. С. Унковского совершались географические открытия в Средней Азии, Сибири и на Дальнем Востоке. Картографические занятия С. У. Ремезова, начатые на рубеже XVII-XVIII вв., были продолжены К. Кириловым, составившим сводный «Атлас Всероссийской империи». Первый том «Атласа» вышел в 1732 г. В январе 1725 г. Петром был подписан указ о первой Камчатской морской экспедиции под руководством В.И. Беринга и А. Л. Чирикова для выяснения, где Камчатка «сошлась с Америкой». Экспедиция длилась с 1725 по 1730 г. Также успешной была деятельность изобретателей. Михаил Сердюков предлагал ряд новшеств при строительстве гидротехнических сооружений; Яков Батищев создал машину для водяной обточки стволов ружей; Ефим Никонов составил проект создания подводных лодок; Иван Беляев разрабатывал своеобразные оптические инструменты. Механик Александр Нартов изобрел винторезный и токарный станки, создал оптический прицел.
Первая четверть XVIII в. ознаменовалась рядом бесценных исследований отечественной истории. Крупнейшими из них были двухтомная «Гистория Свейской войны», в создании которой участвовал сам Петр I (была издана М. М. Щербатовым уже в конце XVIII в. с названием «Журнал или поденная записка императора Петра Великого») и «Ядро российской истории», написанное секретарем русской дипломатической миссии в Швеции А. И. Манкиевым (вышла в 1770 г.). Видный дипломат Б. И. Куракин написал «Гисторию о царе Петре Алексеевиче» (была опубликована в конце XIX в.).