Правительствующий сенат — это высший государственный орган исполнительной, законодательной и судебной власти в Российской империи, подчинённый непосредственно императору и им назначаемый. Учреждён Петром Великим 19 февраля 1711 года как высший государственный орган.
Создание Сената
Пётр I во время постоянных отлучек, мешавших ему заниматься делами управления, неоднократно поручал государственные дела избранным лицам, от которых требовал, чтобы они самостоятельно вершили дела. Сначала эти полномочия носили характер временного поручения, однако 19 февраля 1711 года они были полностью возложены на созданное учреждение, получившее имя Правительствующего сената.
Первыми сенаторами стали девять человек:
- князь Пётр Голицын;
- граф Иван Мусин-Пушкин;
- боярин Тихон Стрешнев;
- князь Михаил Долгоруков;
- князь Григорий Волконский;
- князь Григорий Племянников;
- генерал-квартирмейстер Василий Апухтин;
- генерал-кригсцальмейстер Михаил Самарин;
- Назарий Мельницкий.
Особенности работы Сената
Основанный Сенат не имел ни малейшего сходства с учреждениями такого же типа в Польше или Швеции и отвечал условиям русской государственной жизни. Степень власти, предоставленной Сенату, определялась тем, что он был учреждён для управления вместо монарха.
При отсутствии разделения дел на административные, судебные и законодательные и ввиду того, что на рассмотрение монарха, которого Сенат заменял, постоянно ложились самые незначительные дела текущего управления, круг полномочий Сената не мог получить определённых очертаний. Пётр определил, что о Сенату следует делать:
- Проводить судебные рассмотрения;
- Следить за государственными расходами;
- Заниматься налогообложением;
- Следить за службой дворян;
- Контроль соляного промысла;
- Введение торговли с Китаем и Ираном;
- Создание института фискалов;
Это был не исчерпывающий перечень, а инструкция, на что необходимо обратить преимущественное внимание.
Сенат не был учреждением, в чём-либо ограничивающим царскую власть; он действовал по препоручению царя и отвечал только перед ним.
Практическое значение Сената было обусловлено не только широтой предоставленных полномочий, но системой учреждений, которые около него группировались и составляли с ним единое целое. Прежде всего такими были комиссары, по два от губернии. Через комиссаров, которых назначали губернаторы, создавались сношения Сената с губерниями, куда Пётр в 1710 году в интересах устройства армии перенёс значительную долю дел, ранее производившихся в приказах. Комиссары принимали указы, следили за их исполнением, доставляли в Сенат необходимые сведения, исполняли его поручения на местах. С учреждением коллегий значение комиссаров упало: звеном соединяющим Сенат и губернии сталей коллегии. Одновременно Петр создал разрядный стол при Сенате, поручив ему, таким образом назначение на военные и гражданские должности, ведение списков дворян, заведование служилым сословием, производство смотров и наблюдение за укрывательством от службы.
5 марта 1711 года была создана должность фискалов, в чьи обязанности входило вести над всеми надсмотр, находить и обличать в суде взятки, казнокрадство и прочее.
При Сенате находился обер-фискал с четырьмя помощниками, в губерниях — провинциал-фискалы с тремя помощниками, во всех городах — по одному городовому фискалу. Несмотря на большое количество злоупотреблений, с которыми связано существование тайных доносчиков (до 1714 года они даже не подвергались взысканию за ложный донос), фискалы принесли пользу, являясь методом надзора над местными учреждениями.
Когда прекратились отлучки Петра, вызвавшие создание Сената, вопрос о его закрытии не вставал. При теряющих значение приказах Сенат был местом, где производились важнейшие дела государственного управления, суда и законодательства. Значение Сената не было подорвано и учреждением в 1718—1720 годах коллегий.
Наоборот, после учреждения коллегий, куда отошла масса текущих дел, значение Сената повысилось.
По указу 1718 все президенты коллегий были сделаны сенаторами. Этот порядок существовал недолго; медленность делопроизводства в Сенате заставила признать, что президенты коллегий не имеют времени, чтобы нести труды сенатора. Также Петр нашёл, что Сенат, как инстанция над коллегиями, не должен состоять из сидящих в коллегиях лиц. Современники указывали и на то, что президенты коллегий, будучи сенаторами, подавляли своих «советников» и уничтожали всякое значение коллегиального рассмотрения дел. Пётр 30 мая 1720 года повелел учредить должность рекетмейстера для приёма челобитных в Сенат на коллегии и на канцелярии. Рекетмейстер вскоре приобрёл огромное значение в качестве надзорного органа за делопроизводством в коллегиях.
Из всех учреждений, состоявших при Сенате, наибольшее практическое значение имела прокуратура, появившаяся 12 января 1722 года. Прокуратура собой представляла сложную и стройную систему надзора не только над Правительствующим Сенатом, но также над всеми местными и центральными административными и судебными учреждениями.
Сенат в последние годы правления Петра
На последнем этапе правления Петра, когда он после окончании Северной войны больше прежнего стал уделять внимание делам внутреннего управления, чрезвычайные полномочия Сената потеряли смысл. Уменьшение его власти главным образом сказывалось в области законодательства. В первое десятилетие существования Сенат, сдерживаемый в области гражданского права Соборным уложением 1649 года, в сфере административного права пользовался широкой законодательной властью. 19 ноября 1721 года Пётр повелел Сенату не издавать без его подписи никакого генерального закона.
В 1711-1714 годах местом нахождения Сената была Москва, но на время он переезжал в Петербург, который стал его постоянным местопребыванием с 1714 года. С тех пор в Москву Сенат переезжал временно, в случае поездок Петра на продолжительное время. В Москве оставалась часть сенатской канцелярии. 19 января 1722 года в Москве учреждались конторы каждой коллегии, а над ними стояла сенатская контора из одного ежегодно менявшегося сенатора и двух асессоров. Целью контор было упрощение связи Сената с московскими коллегиями и провинциальными учреждениями.