Стремительные изменения государственного устройства
Во второй половине 80-х гг. кризис общественно-экономического строя стала очевидной во всех без исключения республиках СССР, задевая, в большей или меньшей степени, все сферы жизнедеятельности. В этих условиях руководство Советского Союза взялось за совершенствование незыблемых со времен Ленина политических механизмов советской системы власти, прежде всего на конституционном уровне. В Конституцию Союза ССР 1977 г. был внесен целый ряд поправок:
- 01.12.1988 г. – изменена избирательная система и учрежден Съезд народных депутатов.
- 20.12.1989 г. - изменены положения ст. 108, 110, 111, 121, 122 и 130, которые касались Съезда народных депутатов,
- 23.12.1989 г. – внесены изменения в ст. 125 относительно конституционного надзора;
- 14.03.1990 г. - осуществлены масштабные изменения в Конституцию, которыми было отменено положение об однопартийности и руководящей роли КПСС, учрежден пост Президента СССР, введен институт частной собственности («собственность советских граждан»);
- 10.04.1990 г. - принят Закон СССР «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», которым расширены права республик Советского Союза в соответствующей сфере;
- 26.04.1990 г. - принят Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», согласно которым права республик были существенно расширены.
Как видим из содержания указанных нормативно-правовых актов, руководство Советского Союза было вынуждено постоянно идти на расширение полномочий республик, пытаясь сохранить единство СССР. Однако Перестройка выскользнула из-под контроля Кремля и превратилась в революционный процесс. Происходил распад системы, которая отжила свой исторически обусловленный срок существования. При этом, силовое поле, в котором существовали союзные республики и государства Центрально-Восточной Европы, исчезло.
Соответственно, республики СССР начали применять на практике нормы Конституции СССР право на выход из федерации (сецессию). Первыми это осуществили республики Балтии и Российская Федерация, а вслед за ними – и другие. Республики объявляли о государственном суверенитете.
В общем, в период 1990-1991 гг. происходит активное развитие собственного законодательства республик во всех основных сферах общественной жизни.
К весне 1990 г. возможности «плавной» модернизации Конституции Союза и реформирование законодательной базы были исчерпаны, так и не принеся ее инициаторам желаемых результатов. Тенденции децентрализации экономического, политического и социокультурные жизнь в СССР стали перерастать в дезинтеграционный процесс.
Попытки обновления Союза – всесоюзный референдум
Последние попытки сохранить СССР от развала было решено осуществлять путем кардинального обновления Союза на базе нового Союзного договора взамен Договора 1922 г. (хотя это и выглядело странным, ведь Договор 1922 г. не был ратифицирован сторонами, а соответствующие положения были включены в первую Конституцию СССР).
К процессу выработки Союзного договора привлекались ученые-юристы, которые высказывали свое видение путей дальнейшего существования Союза. 03.12.1990 г. Верховный Совет СССР поддержал концепцию проекта Союзного Договора.
По инициативе М. Горбачева, Съездом было принято постановление по вопросу проведения всесоюзного референдума о сохранении обновленного Союза. Референдум было решено провести 17.03.1991 г. решением от 16.01.1991 г.
Советской власти удалось добиться, чтобы на референдуме 17.03.1991 г. «за» проголосовало большинство граждан.
Расплывчатый характер вопроса референдума (сущность «обновленной федерации равноправных суверенных республик» раскрыто не было) не дал оснований утверждать – граждане республик «за» или «против» единого союзного государства. Поэтому результаты референдума позволяли противоположным политическим лагерям одновременно трактовать их как свою победу. Хотя ни победителей, ни побежденных в контексте неопределенности политических последствий волеизъявления не было. Только дальнейшее развитие событий постепенно давало ответы на вопросы, которые должен решить референдум.
Борьба «центра» с республиками за власть
К середине 1991 г. в СССР за право вывода государства из кризиса боролись два четко определенных центра политической власти: союзное руководство (кроме М. Горбачева) и лидеры республик. Итогом «Новоогаревского процесса» стал проект Договора «О Союзе Суверенных Государств». 03.08.1991 г. был опубликован текст выступления М. Горбачева, в котором отмечалось, что «Союзный договор открыт к подписанию» с 20.08.1991 г.
Проект Договора содержал 7 основных принципов функционирования Союза, свидетельствовали о противоречивый характер этой попытки – попытки совместить очень разные интересы республик и Центра. В целом, Союз должен был стать мягкой децентрализованной федерацией.
Однако до подписания и ратификации проекта дело не дошло. 18.08.1991 г. новообразованный Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе ряда высших руководителей СССР (Г. Янаева Вице – президента СССР, В. Павлова – Премьер-министра СССР, В. Крючкова – Председателя Комитета Государственной Безопасности СССР, Б. Пуго – Министра внутренних дел СССР, Д. Язова – Министра обороны СССР и других) сделал попытку захватить власть и сделать политический режим Союза жестче. ГКЧП считал (как оказалось справедливо), что политика Горбачева ведет к развалу Советского Союза.
Комитет не имел поддержки общества ни в России, ни в других республиках Советского Союза, реформаторские силы быстро подавили мятеж. Таким образом, руководство КПСС и СССР в целом были дискредитировано. Как показало время, ГКПЧ ускорил развал государства.