Середина 17 века. Русское государство преодолевает последствия Смутного времени, превращаясь из разоренной страны в могущественное государство. Но процессы формирования новой государственности и общности еще не закончены.
В качестве одного из инструментов строительства новой страны, государство видит упорядочение церковной жизни, приведение ее к единой форме на всей территории Московского царства.
Но сложилось все по-другому. Вместо единства церковной жизни общество получило кризис. На сей раз кризис духовной жизни – церковный раскол и или Раскол Церкви.
Что такое Раскол Церкви?
Раскол церковный или Схизма – Святые Отцы Церкви понимали под этим явлением нарушение общего внутреннего порядка в церковной жизни, связанного с обрядовым, каноническим исполнением обрядов и таинств или дисциплинарными аспектами. Раскол считается формой церковной ереси, а его последователи называются раскольниками.
Церковный раскол – явление, достаточно распространенное в мировой истории. Трудно долгое время сохранять единство мысли и взглядов в достаточной большой общности людей, коей является церковь.
Классические примеры церковного раскола:
- Великий раскол Церквей 1054 года, когда единая христианская церковь разделилась на ортодоксальную (восточную) и кафолическую (западную);
- разделение Западной церкви на Католическую, Протестантскую, Кальвинистскую (Реформация Церкви);
- разделение Русской Старообрядческой церкви на отдельные согласия.
В основе этих расколов лежит разный взгляд людей на правила отправления церковных обрядов.
Предпосылки церковного раскола
Раскол русской православной церкви начался в 1650-х годах в Москве. Это явление связано с деятельностью двух исторических лиц: царя Алексея Михайловича Романова «Тишайшего» и Русского Патриарха Никона.
Рисунок 1. Патриарх Никон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К моменту начала раскола Москва позиционировала себя как собирателя и защитника Русских земель. Особенно эта позиция усугубилась после падения Константинополя в 1453 году.
Московское государство осталось единственным православным государством способным вести самостоятельную внешнюю политику. Уровень силы и значимости страны в этой сфере был настолько велик, что строительство новой резиденции (Фанариотского дворца) для Вселенского патриарха в Стамбуле (Константинополе) было оплачено из русской казны царем Алексеем.
К середине 17 века в церковной жизни России стали намечаться определённые проблемы в правильности отправления обрядов. Усугубило проблемную ситуацию воссоединение с Малороссией.
В 1654 году происходит воссоединение частей русского государства – старого, Киевского, и нового, Московского. Согласно решению Переяславской Рады Малороссия или Левобережная Украина и Киев входили в состав Русского государства.
И вот тут Русскую церковь ожидала большая проблема. Дело в том, что жители Московской части отправляли церковные обряды согласно Иерусалимского устава. Основными известными формами этого закона являлось двуперстие при крещении, а жители Малороссии соблюдали Студийский устав, а он предполагал троеперстие при крещении.
После воссоединения в Московском государстве стали появляться церковные иерархи Греческого обряда, которые вступали в жесткие дискуссии с Московскими иерархами о том:
- как надо креститься;
- чьи церковные книги правы;
- как необходимо совершать церковные обряды;
- какой крест необходимо использовать.
Естественно эти дискуссии вызывали определённые разногласия. Церковнослужители Греческого обряда считали, что их формы правильные потому, что они идут от заветов, заложенных в Византийской империи. Церковнослужители Московского обряда считали, что их формы были правильными, так как они древние, пришедшие от Владимира Святого, а то что «греки» считают правильным на самом деле неправильно. Основной аргумент сторонников московского обряда звучал так – если бы предлагаемые «греками» формы были правильными, то почему Бог отдал их под власть неверных. И наша «московская» форма только она правильная.
Историк Русской православной церкви Е.Е. Голубинский в своих исследованиях обосновал и доказал, что неправы были обе стороны. Каждая из сторон исповедовало верную форму обрядов. А причина непонимания сторон крылась в другом. Православие со своими обрядами в России было принято в 988 году. То, что приняли русские исповедовали и сами греки (византийцы). Затем наступает период феодальной раздробленности в России, сама Византия испытает проблемы и в конечном итоге гибнет. Естественно за 5-6 веков после крещения Руси произошли определенные изменения в церковной жизни, но в силу политических и исторических сложностей эти изменения не пришли в Россию. Таким образом правы были обе стороны.
Уровень дискуссии достиг таким пределов, что стали задавать вопрос – а надо ли в таком случае идти вместе с Москвой? Естественно такой поворот не устраивал Московских царей. Ситуацию необходимо было решать.
Содержание реформы
Раскол в Русской церкви связывают с именем Патриарха Никона, вернее его реформами. Будучи человеком очень религиозным и государственным, жестким и властолюбивым Никон придерживался принципа что Божие должно быть выше Государева, что имеющийся конфликт может привести к потери ведущей роли Московского государства как религиозного центра Православного мира. Его заветная мечта о создании Православной империи может не состояться. Патриарх решил действовать. Обладая огромным влиянием на Царя Алексея, он фактически принудил последнего начать церковную реформу.
Основные положения реформы заключались в следующем:
- Крещение необходимо совершать тремя пальцами вместо двух;
- Поклоны следовало совершать в пояс, а не до земли;
- Введено понятие "православие";
- Изменено написание имя Бога, вместо "Исус" стали писать «Иисус".
- Замена христианского креста;
- Крестный ход теперь должен совершаться не по, а против часовой стрелки.
Естественно, такие изменения приняли не все, та часть общества, что не признала нововведений, была предана анафеме Патриархом.