Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Причины раскола Русской церкви

Все предметы / История России / Причины раскола Русской церкви
Содержание статьи
Замечание 1

Раскол Русской церкви – это событие, которому было положено начало в 1650-е гг. церковными реформами патриарха Никона, направленными на изменение обрядов и богослужебных книг.

Предыстория

Христианство пришло на Русь из Византии, соответственно, русское государство было наследником греческих, православных традиций. Формы общественного богослужения, которые определялись устным церковным преданием (например, крестное знамение), известны по сведениям в трудах Отцов Церкви, но каноничные документы не содержат никакой информации об этом. Из них мы не сможем узнать, каким количеством перстов нужно совершать крестное знамение: поначалу использовали один палец, в IX в. в Византии было распространено креститься двумя пальцами (эта же традиция перешла на Русь после крещения в 988 г.), а с середины XIII в. греки начали использовать при крещении три пальца. Не было единого обычая произнесения возгласа «Аллилуя», направления движения крестного хода, количества просфор на проскомидии.

На Руси традиционным было крестное знамение двумя перстами, двукратное возглашение «Аллилуйя», совершение крестного хода по солнцу.

В XIII-XIV вв. происходил процесс политико-культурной дифференциации Северо-Восточной и Юго-Западной Руси, который обусловил проникновению на Русь через Литву новогреческих традиций. В тот же период и поднялся вопрос о том, какого порядка в ведении служб надо будет придерживаться. Эта проблема обсуждалась на Стоглавом соборе в 1551 г., в результате чего было закреплено двуперстие.

Церковная реформа

В 1640-х гг. иеромонах Арсений, находившийся на подворье афонского Зографского монастыря в Молдавии, сообщил Алексею Михайловичу и патриарху Московскому о том, что на Афоне сжигали церковные книги, отпечатанные в Москве, так как они были еретическими. Патриарх Иерусалимский Паисий провел дознание по этому делу и осудил этот поступок монахов, однако, отметил, что московские книги изменяют традиционные обряды.

Эти события совпали с тенденцией грекофильства, которая тогда была распространена в обществе. Сам Алексей Михайлович, будучи грекофилом, стремился к возвышению страны на мировой арене, и в переписке с восточными патриархами прослеживается его мысль о желании привести Русскую церковь в единение с греческой, а восточное духовенство поддерживало эти стремления. К тому же политические взгляды русского царя представляли его самого как наследника Византии, защитника православия, который мог бы освободить христиан от турок и стать царем в Константинополе. Патриарх Иерусалимский Паисий во время приезда в Москву высказал пожелание видеть Алексея Михайловича царем в Константинополе; схожие идеи внушал и бывший Вселенский Патриарх Афанасий III Пателларий.

Готовые работы на аналогичную тему

Еще одним фактором, способствовавшим проведению реформы, было присоединение к Русскому государству Малороссии, которая находилась в подчинении Константинопольского престола.

Социальный и церковный кризис также играли немаловажную роль. Социальный кризис был вызван стремлением власти ограничить права церкви, так как духовенство занимало достаточно высокое положение в обществе и пыталось вмешиваться в светские дела. Церковный кризис выражался в низком профессионализма духовенства, распущенности, различиями в обрядах, толковании содержания богослужебных книг.

Замечание 2

Все эти факторы привели к необходимости проведения реформ. Алексей Михайлович выбрал для этого патриарха Московского Никона, который энергично этим занялся.

В первую очередь патриарх Никон положил начало редакции всех церковных книг, содержание которых существенно изменилось из-за многих переводов и переписываний. Далее были внесены изменения:

  • замена двуперстия на троеперстие;
  • замена написания имени «Исус» на «Иисус»;
  • замена земных поклонов на поясные;
  • произнесение «Аллилуйя» три раза вместо двух.

Первое положение вызвало наибольшее количество нареканий и протестов, в результате чего часть населения отказалась принимать нововведения и стала называться раскольниками или старообрядцами.

Причины церковного раскола были непосредственно связаны с недальновидной политикой государства и церкви. Новые изменения вводились резко, порой жестоко, народ же к этому был не подготовлен. Зачастую неграмотное духовенство даже не могло объяснить прихожанам, что означают новые обряды и зачем они вводились.

Отталкивали население и жесткие методы – несогласных могли публично сжигать на кострах, морить голодом, заточать в темницу. Яркими примерами этих действий властей служат:

  • Соловецкое восстание 1668-1676 годов: монахи Соловецкого монастыря отказались следовать нововведениям, за что у них было конфисковано имущество; а после долгой осады царские войска приступом взяли монастырь, в результате чего было казнено и убито около 400 старообрядцев;
  • Противостояние властям боярыни Феодосии Морозовой, которая являлась представительницей одного из 16 древних аристократических родов Москвы; за несогласие с царем она была сослана в монастырь, затем заморена голодом;
  • Лидер старообрядцев протопоп Авакуум после 11-летней ссылки был сожжен на костре в 1682 г.

Итак, основными причинами церковного раскола можно назвать:

  • неприятие населением новых обрядов и психологическая неподготовленность народа;
  • стремление сохранить старые русские церковные традиции;
  • противоречия в самом церковном обществе;
  • жестокие и насильственные методы насаждения реформы.

С одной стороны, реформа способствовала централизации церкви и улучшению качества богослужений, а в обществе данные изменения создали условия к восприятию нового и критичного отношения к традиции. С другой стороны, реформа расколола православное сообщество на две большие части – принявших нововведения и отказавшихся от них. Вторых называют старообрядцами, и их появление является одним из самых противоречивых последствий церковной реформы и раскола церкви.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис