Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

История раскола Русской церкви

Все предметы / История России / История раскола Русской церкви
Замечание 1

Раскол русской церкви – это церковный раскол в Русской православной церкви, который начался в 1650-х гг. в Москве и был спровоцирован реформами патриарха Никона. В результате этих реформ было изменено множество традиционных укладов церкви, поэтому они вызвали большие дискуссии.

Предпосылки реформы

Русская православная церковь всегда являлась наследницей византийской церкви, поэтому обряды и традиции у них совпадали, особенно на начальном этапе существования первой. В XII в. Русская церковь получила статус автокефальной, иными словами независимой, поэтому некоторые обряды под влиянием этого и других различных факторов, изменились. К XVII в. в России сложилась такая ситуация, когда религиозные обряды сильно отличались не только от общемировых, но даже и от греческих. Например, религиозные тексты искажались из-за неоднократных переписей и переводов, а также иконы имели некоторое искажение.

Причины церковного раскола:

  • социальный кризис: он был вызван стремлением власти ограничить влияние церкви на государственную политику и сократить ее права;
  • церковный кризис: он появился вследствие распущенности духовенства, его низкого профессионализма, различиями в обрядах и толковании священных книг;
  • внешнеполитические интересы: Алексей Михайлович пытался вернуть статус России как наследницы Византии как в вопросах веры, так и в территориальных владениях, а для этого нужно было унифицировать церковные обряды по византийской традиции.

Содержание церковной реформы 1653-1656 годов

При поддержке и участии Алексея Михайловича московский патриарх Никон занялся проведением реформы, которая была осуществлена в 1653-1655 гг.

Правка книг в первой половине XVII в. проводилась при помощи уже имевшихся славянских переводов. В 1640-х гг. было принято решение править тексты с помощью греческих книг. Для этого в Москву были приглашены киевские монахи, знающие греческий язык, во главе с Епифанием Славинецким.

Готовые работы на аналогичную тему

Никон, подготавливаясь к реформе, изучал документы об учреждении патриаршества в Москве и сравнивал текст Символа Веры в редакции московских богослужебных книг с текстом Символы Веры, начертанного на саккосе митрополита Фотия. В этих источниках он нашел расхождения, поэтому решил начать исправление текстов и обрядов. В 1653 г. он повелел убрать из издания Следованной Псалтири главы о количестве поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстии. Некоторые правщики не были согласны с этим, поэтому их уволили. Спустя несколько дней Никон разсослал московским церквям «Память» об изменении обрядов – замены земных поклоном поясными и двуперстия троеперстием. Это положило начало церковной реформе.

Основными ее пунктами были:

  • замена двуперстия на троеперстие, то есть крещение тремя пальцами вместо двух;
  • замена земельных поклонов на поясные, то есть теперь надо было кланяться не до земли, а до пояса;
  • замена написания «Исус» на «Иисус» как было принято во всем мире;
  • совершение крестного хода не по часовой стрелке, а против нее;
  • возглас «аллилуйя» следовало произносить во время богослужения не два, а три раза;
  • внесение изменений в церковные книги и иконы;
  • замена христианского креста на четырехконечный крест.
Замечание 2

Эти и другие изменения были описаны в церковном Катехизисе. Реформы были кардинальными, полностью меняли традиционный уклад русской церкви.

В июле 1653 г. Никон созвал Собор в своей крестовой палате, где произошла первая дискуссия Никона с приглашенным протопопом Иваном Нероновым, которая дошла до оскорблений и обвинений Никона. Иван Неронов, наоборот, был подержан группой сановников.

Наткнувшись на сопротивление, Алексей Михайлович в марте-апреле 1654 г. созвал собор по просьбе Никона, где председательствовали царь и патриарх. На Соборе была признана необходимость исправления русских церковных книг и обряд по греческим образцам, однако вопрос о двуперстии не поднимался.

В феврале 1656 г. патриарх Антиохийский Макарий и другие иностранные церковные иерархи, будучи в то время в Москве, в Успенском соборе торжественно предали анафеме тех, кто совершает крестное знамение двумя пальцами. В апреле патриарх Никон на соборе русских епископов отлучил и проклял тех, кто использует двуперстие.

Епископ Коломенский и Каширский Павел высказал несогласие о поклонах на Соборе 1654 г. был сослан и в апреле 1656 г. казнен. После этого поднялось движение против этих реформ, которое возглавили протопопы Авакуум, Лонгин и Даниил, попы Лазарь Романовский и Никита Пустосвят, дьякон Федор, инок Епифаний. Позже движением руководил Авакуум, который был сослан на 11 лет в Сибирь, а впоследствии сожжен. Старообрядцы, как называли несогласных, уходили от преследований в леса и отдаленные области страны. Они селились общинами и создавали скиты – места своего поселения. Если их находили, они сжигали самих себя, чтобы не попасть в руки властей. В 1668 г. в Соловецком монастыре началось восстание старообрядцев, которое закончилось в 1676 г., после взятия монастыря приступом, во время которого было казнено и убито около 400 старообрядцев.

Движение сопротивления реформам активизировалось после самовольного отъезда из Москвы Никона в 1658 г.

Дело в том, что со временем положение Никона возвысилось и его влияние на политику возросло. Это вызывало недовольство боярской верхушки, которые не хотели терять свои роли при дворе. В 1649 г. Алексей Михайлович издает Соборное Уложение, согласно которому Церковь фактически вставала в подчиненное отношение к государству. Это не было в интересах Никона, поэтому позже, в 1658 г. в качестве протеста он уехал из Москвы в Новоиерусалимский монастырь, в результате чего вступил в конфликт с царем.

В 1666 г. на Большом Московском Соборе было принято решение лишить Никона патриаршего сана и сделать обыкновенным монахом. После соборного суда его сослали в Ферапонтов монастырь, а после 1676 г. он был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь.

Последствия реформы

С одной стороны, реформа способствовала централизации церкви и ее иерархии. С другой стороны, способы, при помощи которых реализовывали положения реформы (насильственное изъятие церковных книг, икон, святынь), оттолкнули большую часть духовенства и народа. Непродуманный и радикальный переход к новым правилам вызвал у народа неприятие и ощущение, что ему пытаются навязать новую религию, а к этому добавлялось преследования и телесные наказания не подчинявшихся. Приходское духовенство имело достаточно низкий уровень образование, чтобы объяснить населению содержание и причины таких изменений. Эти факторы привели к расколу в церкви, в результате чего, все верующие разделились на тех, кто подчинился новым правилам и тех, кто отказался. Последних называют старообрядцами, поскольку они продолжают придерживаться дореформенных церковных обрядов и в наше время.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис