Произвол помещиков над крестьянами – это широко распространенное, ничем не стесняемое самовластие помещиков над крепостными. Особенно активно оно проявилось в правление Екатерины II (1762-1796).
Крепостное право – это система правовых норм, которая прикрепляла крестьян к земле и делала их личной собственностью помещика. В России крепостное право развивалось с XV в. и достигло своего апогея в екатерининскую эпоху. Дело в том, что основным слоем, владевшим крестьянами, было дворянство, которое было к тому же главной опорой российских правителей. Императоры и императрицы, опасаясь потерять поддержку дворян, предоставляли им множество привилегий, углубляя и расширяя попутно крепостное право. Права помещика увеличивались, а крепостного – сокращались.
Власть помещика
Таким образом, в последней четверти XVIII века помещик обладал фактически неограниченной властью над крепостными крестьянами. Основные действия, которые помещик мог сделать с крестьянами:
- продавать или покупать;
- обменивать;
- проигрывать или выигрывать в карты;
- насильно женить или выдать замуж;
- отправить в ссылку или на каторгу.
Единственное, что помещик не мог сделать – это убить крестьянина, однако, официально за смерть крестьянина от побоев помещику наказания не предусматривалось. По Жалованной грамоте дворянству 1785 г. дворяне освобождались от телесных наказаний, а также не лишались звания дворянства за уголовные наказания. Все это порождало произвол дворянства.
Примеры его можно найти в русской классической литературе. В своем известном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев описывает бесчеловечное отношение к крестьянам: о продаже крестьян с имением на торгах, при этом зачастую продают их не целыми семьями, а по одному человеку. Для крестьян такое разделение семей было крайне неприятно, однако никто не защищал их интересы. Только сын Екатерины, Павел I выпустил указ, который запрещал продавать членов семей поодиночке, можно было только целыми семьями. За эту книгу, которая дискредитировала самодержавие, Радищев был сослан на 10 лет в Сибирь, а тираж романа почти полностью уничтожен. «Путешествие из Петербурга в Москву» находилось в списке запрещенных книг до 1905 г., однако все равно был широко известен.
Рассказ И. С. Тургенева «Муму» также демонстрирует произвол помещиков. Московская барыня насильно выдает замуж прачку, тем самым лишая главного героя его любимой женщины. Вообще, на протяжении всего рассказа крепостные лишаются своих желаний, не имея возможности поступить так, как они хотят, потому что барыня всеми ими управляла.
Эти литературные герои отражали реалии и настоящей жизни. Действительно, помещики относились к крепостным как к своей собственности и даже не видели в этом ничего предосудительного. Это была норма того времени, поэтому все изменения в положении крестьян вызывали у помещиков недоумение и неприятие. Интересно, что даже образованные помещики, которые считали себя гуманистами, по меркам нашего времени ими не являлись. Так, например, знаменитый писатель Г.Р. Державин бил своих крепостных и не видел в этом ничего удивительного. Известны воспоминания помещика Болотова, который считал себя гуманным помещиком, так как не любил бить крестьян слишком много. Он даже придумал свой метод сечения: не все сразу, а порциями. У Болотова была своя теоретическая база, которая подводилась под это, что есть необходимость наказывать «непокорных рабов», как «Бог наказывает нас для нашего исправления». Примечательно, что в его воспоминаниях крепостные называются рабами, так же, как и Екатерина с дворянством неоднократно называли их так же, при том, что рабства формально в России не было.
Дарья Салтыкова
Самым же известным случаем издевательства над крепостными крестьянами является история Дарьи Салтыковой.
Она овдовела в 25 лет и получила в полное владение примерно 600 крестьян в поместьях Московской, Костромской, Вологодской губерниях. Еще будучи замужем, у нее не проявлялось каких-либо отклонений в поведении, к тому же она была крайне набожная. Спустя полгода после смерти мужа она начала постоянно избивать прислугу первыми попавшимися предметами, а причинами были недостаточно чистый пол или плохо постиранное белье. Потом она приказывала конюхам или гайдукам пороть девушек, иногда прямо до смерти. Со временем тяжесть наказаний увеличивалась. Дарья могла облить крестьянку кипятком, таскать за уши, бить головой об стену. Крестьян морили голодом и оставляли на морозе. Она неоднократно убивала невест, которые в скором времени собирались замуж. Таким образом, многие из ее убийств носили изощренный характер и не имели причин.
Естественно, на нее много раз поступали жалобы еще при Елизавете Петровне и Петре III, однако из-за принадлежности Дарьи Ивановны к известному дворянскому роду (к нему же относился генерал-губернатор Москвы С.С. Салтыков) и некоторого родства с императорской семьей все проблемы решались в ее пользу; доносчиков же отправляли в Сибирь. Да и она, понимая эту ситуацию, много дарила подарков властям, что их подкупало.
Однако однажды крестьянам Савелию Мартынову и Ермолаю Ильину, жены которых были убиты Салтыковой, удалось отправить жалобу на помещицу только воцарившейся Екатерине II. Это сыграло на руку императрице, которая решила использовать этот случай как показательный процесс, открывавший эпоху законности. Кроме того, это могло показать ее власть московскому дворянству и готовность бороться с местными злоупотреблениями.
Следствие по делу Дарьи Салтыковой велось 6 лет, в ходе чего изучались счетные книги и записи о движении крепостных, где убийства оправдывались разными причинами. На допросе Салтыковой применялась угроза пытки (но разрешение на саму пытку не было получено), но она не сознавалась. В итоге, она была признана виновной в 38 доказанных убийствах и пытках крестьян. Екатерина II постановила:
- лишить ее дворянского достоинства и имени отца или мужа;
- предать ее «гражданской казни», стоя на эшафоте в течение часа с надписью «мучительница и душегубица»;
- заключить в подземную тюрьму на пожизненный срок.
Дарья Салтыкова провела в тюрьме 33 года, а за свои преступления получила прозвище «Салтычиха».
Случаев, подобных истории с Салтыковой, было множество, но не все были известны или раскрыты. Естественно, так происходило не везде, были и вполне адекватные отношения помещиков с крестьянами: первые могли даже отпускать на волю своих крепостных, как произошло, например, с художником Тропининым. При этом надо понимать, что в тех условиях отношение к крепостному как в вещи было нормой и искоренить его можно было только после ликвидации этой системы.