Раскол Русской церкви – это раскол в Русской православной церкви, произошедший после церковной реформы патриарха Никона в 1653-1656 гг.
Предыстория
В XVII в. состояние Русской православной церкви требовало изменений, и Алексей Михайлович это понимал. Необходимость реформ была вызвана несколькими причинами:
- социальный кризис, вызванный стремлением власти ограничить растущие права и привилегии церкви;
- духовный кризис, выражавшийся в низком уровне профессионализма большинства духовенства, их распущенности и безответственности, что особенно ярко проявлялось среди низших слоев в церковной иерархии;
- внешнеполитические интересы России, которые заключали в себе идею наследования Византии как в вопросах веры, так и территорий, для чего надо было привести русские религиозные традиции в соответствие с греческими.
Хоть на Русь христианство и пришло из Византии, вследствие чего все обряды были общими и совершались по одной традиции, за несколько столетий церковные обычаи России значительно изменились, причем отличались они и от западных, и от восточных христианских обрядов. Изменялись обряды из-за отсутствия определенной догматики по некоторым вопросам, также большую роль в этом играли неоднократные переводы и переписи богослужебных книг, что приводило к путанице понятий и искажениям текстов. К XVII в. в Русской православной церкви было принято:
- совершать крестное знамение двумя, а не тремя пальцами;
- произносить «Аллилуя» во время богослужения два раза;
- совершать крестный ход по солнцу («посолунь»).
Церковная реформа
Для проведения реформ Алексей Михайлович выбрал патриарха Никона, которые начал внедрять свои идеи, которые он сформулировал еще будучи в кружке ревнителей благочестия. Никон с 1653 г. начинает проводить политику изменения церковной структуры. Главными мероприятиями его реформы были:
- замена двуперстия на троеперстие;
- произнесение «Аллилуйя» три раза, а не два;
- совершение крестного хода не по солнцу, а против солнца;
- перепечатка и правка религиозных книг.
Первый пункт вызвал больше всего споров и возмущений, а многие верующие просто отказывались следовать этим нововведениям, и их стали называть раскольниками или старообрядцами. Это стало одним из важнейших последствий реформы, потому что все православное сообщество России после этого разделилось на тех, кто принял новую реформу, и тех, кто отказался это сделать.
Старообрядцы
В 1656 г. на поместном соборе Русской церкви все, кто продолжал совершать крестное знамение двумя пальцами, были преданы проклятию, отлучены от церкви и объявлены еретиками. В это время движение старообрядцев начинает неким образом оформляться и у него появляются лидеры, среди которых выделяется протопоп Авакуум. Он яростно сопротивлялся реформе, за что был сослан властями на 11 лет, а затем публично сожжен. В 1667 г. на Большом Московском соборе раскольники были вновь объявлены еретиками. Тогда страна оказывается на грани религиозной войны. В 1668 г. восстает Соловецкий монастырь, где монахи отказываются перенимать нововведения в церковные службы, после чего у монастыря конфискуют все владения. Царские войска долгое время осаждают монастырь, в результате чего берут его в 1676 г., в результате чего было убито и казнено около 400 защитников монастыря.
Показательна история и московской боярыни Феодосии Морозовой, представительницы одного из старейших аристократических родов. Она также была ярой противницей реформы, за что была лишена имущества и заточена в монастырь, а затем уморена в яме голодом. Ее образ широко известен по картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова», где она поднимает вверх руку с жестом двуперстия, что стало фактическим символом старообрядчества.
Преследуемые старообрядцы покидали свои дома и уходили в отдаленные местности, как правило, в леса, где жили общинами. Такое обособленное поселение раскольников называлось скитом. Такое положение дел не нравилось властям не только из-за отказа принимать реформу, но также потому, что ушедшие в леса люди не платили налоги. Таким образом, старообрядцы разыскивались правительством. В этом случае они предпочитали убить самих себя путем сожжения – они собирались в одном помещении вместе с детьми и поджигали себя. Места самосожжения раскольников называли «гари», и их в тот период было великое множество по всей стране.
Только в 1716 г. Петр I издал указ, по которому старообрядцы могли спокойно и легально жить, но должны были уплачивать двойной налог.
Итоги
Раскол и появление старообрядцев были главным, но не единственным показателем потери влияния Русской церкви на народ. В этот период уже проявляются тенденции стремления населения к некому отделению от церкви (пропуск служб, отказ от говения и пр.), обусловленные социально-экономическим развитием.
Новшества в духовной и культурной жизни населения проявлялись в разных областях. В сфере общественной мысли получают распространение новые воззрения, которые не касались религиозных вопросов – были заложены основы политической идеологии абсолютизма, намечена программа преобразований.
В целом, среди дворянства и посадских людей распространяется интерес к светским знаниям и свободе мысли, что называется «обмирщением» культуры. Получает хождение не только религиозная литература, но и рукописные книги светского содержания как иностранного, так и русского происхождения.
Появляется также литература, в которой критикуется церковь, что раньше было просто немыслимо.
Таким образом, события, которые следовали за реформой 1653-1656 гг., продемонстрировали, что церковная власть стала большим препятствием на пути прогресса. Она мешала сближению России с западными странами и восприятию их опыта. Последствия раскола были неоднозначными. С одной стороны, церковная реформа способствовала совершенствованию церковной системы, ее унификации, а также приблизила ее к общемировым стандартам, что укрепило положение России на мировой арене и улучшило религиозные связи с другими государствами. С другой стороны, произошло разделение православного общества на две части - сторонников и противников реформы. Это чуть не ввергло страну в состояние религиозной войны, а также способствовало социальному кризису и изменению структуры общества. Также раскол показал неспособность церкви идти на компромиссы и воспринимать желания народа, что показали жестокие методы внедрения положений этой реформы.