Новгородский погром (1569-1570 гг.) — это поход опричного войска под руководством Ивана Грозного на Новгород.
Жертвами погрома по разным оценкам стали 2-15 тысяч человек. В городе вследствие погрома стали свирепствовать болезни и голод.
Предыстория похода
На фоне раскола между земщиной и опричниной, опричная дума с беспокойством наблюдала за настроениями дворянства Новгорода. В новгородской земской рати насчитывалось до 3 тысяч детей боярских, она в несколько раз превосходила численность дворянства любого уезда, в том числе Московского. Влияние новгородцев было велико, в любом кризисе все группировки стремились получить поддержку новгородских помещиков. Московское правительство было вынуждено прислушивалось к мнению Новгорода, ополчение которого было вдвое больше опричного войска.
Причиной антиновгородских настроений было торговое и культурное соперничество Москвы и Новгорода. Еще более важным было обострение противоречий в новгородской земле, связанное с экономическим упадком 1560-х годов, где в резкой форме проявились социальные контрасты. Переселения новгородцев конца XV века не затронули представителей посадского населения, остававшихся носителями демократической традиции. В их среде высоки были антимосковские настроения. Голод и чума, поразившие Новгород в 1560-х, усилили недовольство. Новгородский сепаратизм был лишь незначительным побочным продуктом социального брожения в низах.
В начале 1569 года псковские приказные люди и дворяне изменой сдали Изборск литовцам. После освобождения крепости, опричники казнили изборских подьячих и двух жителей Новгорода и Пскова, а Иван Грозный отдал распоряжение о выселении из Новгорода и Пскова неблагонадежных лиц: 150 семей было выселено из Новгорода и 500 из Пскова. Эта измена внушала мысли о ненадежности администрации и населения Псковско-Новгородских земель и их возможной измене в пользу Литвы. Осенью 1569 года опричники объявили о раскрытии заговора в пользу В. Старицкого Правительство начало поиск сообщников князя, коих оказалось немало среди новгородцев и псковичей, поскольку Старицкие имели владения вблизи новгородских земель и там имели вассалов, поддерживая дружбу со многими псковичами и новгородцами. При расследовании обстоятельств сдачи Изборска, выяснилось, что горожане будто бы хотели: «Псков и Новгород отдать литовскому королю, а царя…. хотели извести, а на государство посадить Старицкого».
Дипломат Джерио собрал сведения об обстоятельствах дела. Он писал, что царь разорил Новгород вследствие поимки гонца с письмом об измене. «Польская память», найденная в Новгороде, в глазах царя стала главной уликой против псковских и новгородских властей. Новгородские предания и летописи старались отвести от Новгорода подозрения в измене, отрицая наличие «Польской памяти» и утверждая, что изменную грамоту составил некий бродяга Петр с целью отомстить Новгороду.
История погрома
В декабре 1569 года, Иван Грозный в сопровождении войска опричников выступил на Новгород.
Поводом послужил донос, поданный неким волынцем Петром, наказанным за что-то в Новгороде, и обвинившим новгородцев ом в намерении посадить князя Владимира Старицкого на престол и передать Псков и Новгород польскому королю. В. Кобрин полагает, что «донос был нелеп и противоречив», поскольку новгородцам приписывались несовместимые стремления.
Двинувшись осенью 1569 года на Новгород, опричники устроили массовые грабежи и убийства в Клину, Твери, Торжке и других городах (подтверждается документально убийство 1505 человек, в основном — сидевших по темницам татарских и литовских пленников, а также псковичей и новгородцев, застигнутых опричниками). В Тверском монастыре Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа, который отказался благословить поход.
Согласно А. Зимину, опричное войско насчитывало 15 тысяч человек, включая 1500 стрельцов.
2 января 1570 года передовой отряд В. Зюзина подошел к Новгороду и оцепил город заставами, опечатал казну в церквях, монастырях и частных домах, арестовал и поставил «на правеж» видных новгородцев, монахов, священников. 6 января у стен города появился Иван Грозный.
8 января, во время встречи на Великом мосту через Волхов, царь обвинил архиепископа Пимена в измене. Пимен был заключен в тюрьму. Пимен был сторонником царя, помогая ему в разоблачении митрополита Филиппа. Но Иван Грозный и его обвинил в заговоре, обозвав скоморохом. Опричник Афанасий Вяземский впоследствии был обвинен в попытке предупредить Пимена об аресте, подвергнут казни и сослан в Городецкий посад.
Казни в Новгороде
Подсчет жертв вели лишь поначалу, когда Иван Грозный ликвидировал местную знать и приказных, устроив в «Городище» суд (убито было 211 помещиков и 137 членов их семей, 45 приказных и дьяков, столько же членов семей). Среди убитых были: главные дьяки Новгорода А. Бессонов и К. Румянцев, боярин В. Данилов, заведовавший пушечным делом, виднейший боярин Федор Сырков, ранее принимавший участие в составлении «Великих Четьих-Миней» и на свои средства построивший несколько церквей (сначала его окунули в воду Волхова, а затем заживо сварили в котле). Затем царь начал объезжать монастыри, отбирая богатства, а опричники осуществили нападение на новгородский посад (до тех пор остававшийся нетронутым). Васильевские ворота были сняты с храма св. Софии и перевезены в Александрову слободу.
Казни продолжались до 15 февраля. Было казнено множество горожан, в том числе женщины и дети. По сообщению повести о разгроме Новгорода, Иван повелел обливать новгородцев зажигательной смесью и затем сбрасывать в Волхов. Монахи и священники после издевательств были забиты дубинами и сброшены в реку. Современники сообщали, что Волхов был запружен трупами; предание об этом жило и в XIX веке.
Людей забивали палками, бросали в Волхов, ставили на правеж, принуждая отдать имущество, жарили в муке. Новгородский летописец сообщает, что в некоторые дни число убитых достигало полутора тысяч.
Церкви и частные дома были ограблены, продовольствие и имущество новгородцев уничтожено. Отряды опричников творили убийства и грабежи по всей округе.
Самое страшное началось потом. На 1569-1570 годы пришелся неурожай. Истребление припасов привело к голоду, от которого погибло больше людей, чем от опричников. В Новгороде распространилось людоедство. Дело довершила эпидемия чумы, пришедшая в Новгород после погрома.