Первые пятилетки охватывают период 1929-1937 гг. В это время происходили масштабные новаторские преобразования в культуре.
Сфера образования
Деятельность в культурной сфере в этот период регулировалось Управлением агитации и пропаганды ЦК ВКП (б), которое разделялось на:
- отдел культуры и пропаганды с секторами науки и просвещения (сюда же входило искусство), пропаганды марксизма-ленинизма, печати;
- отдел агитации и массовых изданий с секторами общей агитации, массовых компаний сельскохозяйственного, промышленного характера, среди работниц и крестьянок.
Реализацию планов осуществляли республиканские наркоматы просвещения; российский наркомат до 1929 г. возглавлял А. Луначарский, а с 1929 по 1937 гг. – А. Бубнов. В наркоме существовало несколько управлений, занимавшихся делами образования, театральных, зрелищных, библиотечных, научно-исследовательских учреждений.
Начало первой пятилетки было частью общей модернизации страны, важным мероприятием которой была ликвидация неграмотности. На борьбу с этим были мобилизованы студенты, учителя, культпросветработники.
В 1920-х гг. существовало несколько типов общеобразовательных школ (начальная, семи- и девятилетняя, школа крестьянской молодежи и фабрично-заводского ученичества). С 1930 г. были введены бесплатные всеобщие начальные школы. Нехватку кадров в учебных заведениях решали увеличением мест в педвузах, введением ускоренных курсов для подготовки учителей и пр. Подобные меры, успешная агитационная работа, энтузиазм людей привел к тому, что план по борьбе с неграмотностью был перевыполнен в 2,5 раза.
Для индустриализации требовались квалифицированные работники. Подготовку кадров осуществляли в техникумах и фабрично-заводских учреждениях. Для подготовки хозяйственных руководителей сформировалась Всесоюзная промышленная академия.
Эксперименты в высшем образовании показали свою несостоятельность, поэтому вскоре вернулись к старым методам, узаконив семинары, лекции, практику.
Появлялась новая советская интеллигенция, которая формировалась из специалистов дореволюционной школы, кадров из средних и высших учебных заведений, выдвиженцев из рабоче-крестьянской среды.
Развитие науки служило интересам народного хозяйства. Всесоюзная сельскохозяйственная академия стала частью системы институтов, которые охватывали все отрасли сельского хозяйства. Было значительно увеличено количество научно-исследовательских сельскохозяйственных учреждений.
Развитие науки и искусства
Академия наук СССР в 1934 г. была переведена в Москву из Ленинграда. В этот период ее возглавляли А. Карпинский (1917-1936) и В. Комаров (1936-1945). Вместе с переездом Академии наук в столицу были переведены многие научные учреждения: Президиум АН, физико-математические, некоторые биологические, геологические и пр. учреждения. Также возникли новые НИИ: Физический им. П. Лебедева (возглавлял С. Вавилов), Математический им. В. Стеклова, Физических проблем (возглавлял П. Капица). Были созданы филиалы АН в Азербайджане, Армении, Грузии, на Дальнем Востоке и т.д.
В этот период активно развивалась наука. Советскими учеными были сделаны важные открытия, особенно в области технических и естественных наук. Так, Л. Мандельштам и Г. Ландсберг открыли явления комбинационного рассеяния света на кристаллах, Д. Скобелицын – метод обнаружения космических лучей; в 1934 г. было обнаружено свечение чистых жидкостей под воздействием гамма-лучей, получившее название «эффект Вавилова-Черенкова»; в 1936 г. А. Бакаев создал рецептуру пороха для реактивных снарядов (позже он использовался для «катюш»).
Большое значение имели работы в области физики атомного ядра. В 1932 г. Лев Ландау предсказал существование нейтронного состояния вещества. В 1934 г. И. Курчатов обнаружил явление цепных ядерных реакций. В 1937 г. была создана установка для расщепления атомного ядра – циклотрон, который был первым в Европе. В 1934 г. П. Капицей был создан первый в мире гелиевый ожижитель.
В 1930-е гг. начинаются работы по созданию ракет. В 1928 г. Н. Тихомировым и В. Артемьевым была запущена ракета, пролетевшая 1,3 км. Позже была создана Газодинамическая лаборатория, где велись работы по созданию и совершенствованию ракет.
В поселке Нахабино, недалеко от Москвы, в 1933 г. была запущена первая жидкостная ракета, созданная группой под руководством С. Королева. В результате был создан Реактивный НИИ.
Тогда же были сформированы Всесоюзный институт авиаматериалов и Центральный институт авиамоторстроения, где под руководством Туполева в 1934 г. был создан самый крупный в мире восьмимоторный самолет АНТ-20. В СССР авиация вообще находилась на очень высоком уровне, лидируя в высоте полетов, грузоподъемности, дальности полетов и т.д. В 1937 г. и 1939 г. были совершены первые в мире беспосадочные полеты из Москвы в США через Северный полюс.
В области гуманитарных наук и искусстве достижения были не столь впечатляющими, поскольку эти сферы были очень подвержены влиянию и давлению идеологии. Предписывалось творить в жанре «социалистического реализма», что не давало возможности продвинуться другим направлениям и течениям. Действительность надо было изображать в социалистической перспективе, из-за чего большинство произведений этого периода были несколько однообразны. Однако художественные приемы и талант деятелей искусства позволяли создавать шедевры, которые оказывали значительное влияние на общество. В этот период театральное искусство обогатилось системой Станиславского, а также экспериментами В. Мейерхольда, в других сферах искусства творили многие легендарные личности:
- писатели М. Шолохов, М. Горький, М. Булгаков, К. Чуковский, С. Маршак, М. Зощенко.
- в кинематографе - Н. Экк (снял первый в России звуковой фильм), С. Эйзенштейн, С. Герасимов, Г. Александров, братья Васильевы;
- композиторы А. Хачатурян, И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев;
- художники М. Нестеров, А. Дейнека, К. Петров-Водкин;
- скульпторы В. Мухина, М. Манихер;
- архитекторы А. Щусев, Б. Иофан, Л. Руднев и пр.