Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Государственно-церковные отношения в России во второй половине XIX — начале XX веков

Православная церковь во второй половине XIX века

В России в XIX веке господствующей была Русская православная Церковь, а православие являлось религией 70 % населения страны.

Со времен Петра Церковь находилась под управлением Святейшего Синода, во главе которого стоял обер-прокурор. Это был светский человек, являвшийся государевым оком во всех духовных делах. В подчинении Синода находилось более 60 епархий, во главе которых стояли архиереи – митрополит или епископ. Должность митрополита Московского считалась очень почетной должностью.

Приходы были центрами повседневной церковной жизни. Совсем непросто во второй половине XIX века приходилось жить духовенству, особенно приходским священникам, поскольку они были абсолютно бесправны и находились в полной зависимости от церковного начальства. Государство заставляло их нарушать тайну исповеди и доносить на лиц, которые, по мнению государства, могли быть опасными. Священникам вменялось в обязанность предоставлять епархиальному начальству конспектов проповедей.

Положение православной церкви в XIX веке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Положение православной церкви в XIX веке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В 1869 г. появился закон, важный для священнослужителей – замкнутость и наследственность духовенства ликвидировалась. Это означало, что на церковные должности могли претендовать любые лица. Однако для тех, кто выходил с низов, требовалось разрешение губернатора.

Духовенство и дворяне по законам уравнивались, т. е. были свободны от телесных наказаний, податей, налогов. При этом духовенство не имело права торговать, вмешиваться в мирские дела, заниматься производством, стричься, бриться, посещать увеселительные заведения.

Материальное положение духовенства было трудным, потому что его благополучие зависело от прихожан, поэтому сельские священники, жившие среди малоимущего крестьянства, часто голодали.

«Государственно-церковные отношения в России во второй половине XIX — начале XX веков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В семинариях, мужских и женских училищах царили такие нравы, что многих отталкивали от Церкви. Члены подпольных кружков, нигилисты, радикальные журналисты издевались над религией.С назначением обер-прокурором Синода Д. А. Толстого, для Церкви наступили особо тяжелые времена. Толстой считал, что Церковь должна во всем подчиняться государству и правительству. Ненавидевшие его иерархи, боролись за его отставку. На смену ему в 1880 году пришел теоретик незыблемости монархии – К. П. Победоносцев.

В то же время, вопреки всем невзгодам, были живы традиции старцев Оптиной пустыни. Эти умные, образованные, тонкие люди, всегда были готовы дать совет, утешить и разрешить нравственные сомнения, возродить религиозные высокие чувства. Россия всегда отличалась тем, что среди священнослужителей были честные и нравственно крепкие люди, с большим достоинством служившие в приходах и создававшие вокруг себя атмосферу поиска и веры.

Православная церковь в начале XX века

Двадцатый век начинается с того, что часть интеллигенции начинает неуверенное движение к православной церкви как к вере. Особенно ясно это движение русской интеллигенции проявилось в сборнике, вышедшем в 1909 г., который назывался «Вехи». Авторы этого сборника в будущем будут выдающимися религиозными мыслителями, но в то время они только что отошли от социал-демократии – это были профессор математики С. Н. Булгаков, будущий протоиерей Сергий, и русский философ Н. Бердяев. Они считали, что отбрасывая государственный аспект Церкви, интеллигенция отбрасывает Самого Христа, в чем заключается ее ошибка.

Замечание 1

Русские епископы до 1901 г. приносили клятву на верность императору, которая была отменена 23 февраля 1901 г.

Накануне революции 1905 г., в апреле император подписал указ о веротерпимости, который давал свободу всем не православным церквам. До этого указа запрещалось из православия переходить в другие конфессии. Теперь же была свобода, и во многих городах страны началось строительство католических соборов и мусульманских мечетей. Император, оставаясь покровителем православной церкви, становился покровителем всех религий.

Появился указ и о свободе деятельности старообрядцев. Они получили возможность совершать полноценные богослужения в своих храмах и совершать таинства.

Церковь в то время фактически управлялась самим императором и тогдашнее духовенство, видя беды Церкви, искали возможность установить правильное управление Церковью. Премьер-министр С. Ю. Витте поддержал Церковь в этих поисках, предложив императору 22 марта 1905 г. созвать новый собор. Государь согласился с тем, что русский поместный собор должен быть собран как можно быстрее. Однако это не было осуществлено, сроки откладывались и забылись, правда, новый обер-прокурор, пришедший на смену Победоносцеву, всем архиереям разослал опросные листы о том, какие вопросы надо обсудить.

Все необходимые материалы к собору должно было подготовить предсоборное присутствие. Оно работало в течение 1906-1907 гг. Московский Поместный собор РПЦ был созван в 1917 г. уже при Временном Правительстве.

Широкое распространение в духовной жизни России перед революцией получает старчество. Это древний феномен православной Церкви и в России желание найти таких старцев, было колоссальным. Старцев видели в Иоанне Кронштадском и монахах Оптиной пустыни, к которым бесконечно шли люди.

Однако в старчестве есть и негативная сторона, связанная с тем, что люди отвыкают от волевой ответственности принятия решений. Обратиться к духовно богатому человеку и посоветоваться, это, безусловно, хорошо, но когда все общество боится своей воли, наступает ситуация безволия, что имеет разрушительное значение.

Надо сказать, что спаянная с государством русская Церковь, февральскую революцию восприняла очень спокойно, без потрясений. После отречения Государя 6 марта 1917 г. она объявила о том, что необходимо принести присягу Временному Правительству, поскольку наступили новые времена. Церковь не делала попытки объяснить, что произошло.

Если Россия была православной империей, то после революции она становится государством вне конфессий, т. е. светским государством.

Русская православная церковь в постсоветский период

В советский период большевики проводили своеобразный эксперимент по уничтожению религии. Перестройка и гласность реабилитировала религию без вероисповедных различий.

Религиозная свобода после распада СССР поставила Россию на перепутье религиозного выбора.

Переломным моментом в отношениях Церкви и государства стало празднование 1000-летия Крещения Руси.

После избрания Святейшего Патриарха Алексия II, популярность Церкви побила все предыдущие рекорды. Церковь принимала участие во всех сферах государства.

Для нее было очень важно вернуть необходимый правовой статус и утвердить достоинство Церкви как высшей святыни народа, его путеводительницы.

Послание митрополита Сергия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Послание митрополита Сергия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В Конституцию РФ были внесены соответствующие дополнения и коррективы, приняты федеральные законы «О свободе вероисповедания» – в 1990 г., «О свободе религиозных объединений» – в 1997 г. и др.

Те перемены, которые произошли в общественном сознании к религии, привели к переосмыслению роли РПЦ. Вырос массовый интерес к православию, который повлек рост престижа и доверия к Русской Православной Церкви.

Государственная власть в период Ельцина в отношении Церкви проводила политику с позиции вины перед ней. Это выражалось в том, что государство давало гарантию невмешательства в религиозные дела, возвращало культовые здания, оказывало финансовую поддержку, ограничивало иностранные, враждебные Церкви миссии и культы.

Политический курс Русской Церкви – миротворчество. С распадом СССР Русская Православная Церковь выступала с заявлением о восстановлении в республиках утраченного национального самосознания с помощью мирных средств, без кровопролитных конфликтов. Однако призыв Церкви не был услышан. В разных местах бывшего Союза вспыхивали «горячие точки». Церковь активно содействовала примирению сторон, призывала к миру и согласию.

После раскола страны религиозная жизнь омрачилась активной работой иностранных религиозных миссий и религиозных новообразований. Росло вредоносное влияние различных сект. Если старорусские секты не смогли встать на ноги, то на арену вышли баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, свидетели Иеговы, муниты и др. Атмосфера в стране для них была очень благоприятна. Задача всех тотальных сект заключалась в подрыве государства изнутри. Особенно старались секты западных религиозных организаций.

Развитию сект в России помешало объединение общественных, политических сил и Русская Православная Церковь. К сожалению, они еще не полностью искоренены, но распространению их дан существенный отпор.

Крупнейшей и древнейшей конфессией в России является РПЦ, играющая значительную роль во всех сферах общественной и политической жизни страны. Русская Православная Церковь занимает в жизни России исключительное место.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot