Петр Челищев (1745-1811) — это русский путешественник, этнограф, писатель.
Биография Челищева
Петр Челищев родился в Смоленской губернии 14 августа 1745 года.
С 1757 года он проходил обучение в Московской университетской гимназии. В 1766 году окончил Пажеский корпус. Затем вместе с другими пажами был направлен в Лейпцигский университет для довершения образования, где пробыл в 1766-1770 годах. Здесь слушал лекции по социологии, философии и физиологии Эрнста Платнера.
Служба после возвращении из-за границы не сложилась. В 1773 году определен в Куринский полк. В 1774 году переведен в лейб-гвардии Гренадерский полк поручиком. В 1778 году подал рапорт о переводе в пехотный Архангелогородский полк, а в 1790 году в чине секунд-майора вышел в отставку. Жил в Петербурге, довел имения (1100 крестьянских душ) до расстроенного состояния (отобрано за долги в 1798 году). В 1773 году стал членом масонской ложи, которой руководил И. Елагин. По рекомендации Елагина посвящен в степень мастера-масона в ложе «Урания», членом которой был А. Радищев.
Его материалы стали основой для некоторых глав «Путешествия из Петербурга в Москву». Челищева считали соучастником А. Н. Радищева в составлении «Путешествия из Петербурга в Москву», но, по бездоказательности, он избежал ответственности.
В 1791 году Челищев совершил путешествие по северу России (по Архангельской, Олонецкой, Новгородской и Вологодской губерниям). Там он собрал материал по этнографии и истории, который объединил в труде «Путешествие по северу России в 1791 году». Несмотря на сжатость, сообщаемые им факты, касающиеся состояния промышленности и торговли, распространения кустарных и отхожих промыслов, имеют большое значение.
Кроме «Путешествия…» перу Челищева принадлежит «Послание в Российскую Академию», заключающее собрание северорусских провинциализмов, и перевод драматической кантаты «Feliza, Mutter der Völker», появившейся в 1793 году в Петербурге.
К концу жизни Челищев ослеп. Похоронен он в Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Путешествие по северу России в 1791 году
Отставной секунд-майор Петр Челищев в мае 1791 года отправился в путешествие по северу России. Он посетил Новгородскую, Архангельскую, Олонецкую, Вологодскую губернии. В декабре он возвратился в Петербург. Главным побуждением Челищева в совершении путешествия была любознательность. Как искренно религиозный человек, он желал поклониться святыням, находящимся на русском севере.
Челищев не ограничился мимолетными впечатлениями, составив подробное описание путешествия. Его рукопись «Подробный журнал путешествия моего, 27 мая 1791 г.» была в 1883 году приобретена графом С. Шереметевым и издана в 1886 году академиком Л. Майковым.
Внимание Челищева привлекали разнообразные предметы, начиная от древних памятников и кончая мелкими бытовыми подробностями и составом городских чиновников. Особенное сочувствие у Челищева находит благосостояние жителей. Обстоятельно описаны народные промыслы, состояние промышленности и торговли, автор сожалеет о равнодушии к нуждам населения правительства и духовного сословия.
Автор приводит исторические сведения и статистические данные о различных местностях. Помимо прочего, он обращает внимание на местные языковые особенности и собирает несколько местных северно-русских слов. Путевые записки представляют ценный и богатый материал для изучения народной жизни на русском севере в конце XVIII века.
Путешествие Челищева занимает в изучении России XVIII века особое место.
В отличие от многих путешественников XVIII века он путешествовал на свои собственные средства.
Район Севера Европейской России лишь частично в отношении некоторых центров входил в обследования экспедиций Академии наук конца XVIII века, а Челищев этот район изъездил по многим направлениям. Собранные им сведения получены путем общения с людьми в деревнях, на морских и озерных промыслах, в лесных старообрядческих скитах, в монастырях, , на лесоразработках и рудниках, а торговых конторах и на судостроительных верфях.
Он проехал Олонецкую губернию, побывал в средней части Архангельской губернии, в западной части Вологодской губернии и в восточных уездах Новгородской губернии. Челищев из Петербурга выехал 27 мая 1791 г. по маршруту: Нева – Шлиссельбург – Ладожский канал – Новая Ладога – река Свирь – Онежское озеро – река Выг и озеро Выг-Сороки – Кемь – Соловецкие острова – Онега – Архангельск –Северная Двина – Холмогоры – Красноборск – Великий Устюг – Тотьма – Вологда – Кириллов-Белозерск – Тихвин – Петербург. Челищев возвратился В Петербург спустя семь месяцев в декабре 1791 года, в общей сложности проехав больше четырех тысяч верст. Путешествие большей частью проходило водой по Белому морю и рекам, где он нанимал лоцманов, гребцов и суда.
Челищеву приходилось часто идти пешком в обход мелей и порогов, поклажу временами тащили волоком. Переезды на лошадях при отсутствии дорог представляли трудности. Описывая путешествие в дневнике, он приводит подробные этнографические и экономико-географические сведения о Европейском Севере России. Он описывает города, уезды, промышленные предприятия, сельское хозяйство, лесные богатства, охоту, лов рыбы, торговлю, промыслы; указывает, откуда товары привозятся в местные центры и куда вывозится продукция. При описании городов, Челищев приводит сведения о числе жителей, их распределении по занятиям и сословиям, отмечает, сколько каменных и деревянных домов, сколько лавок и чем ведется торговля.
Описывая сельское хозяйство, Челищев интересуется, в какой мере крестьяне занимаются хлебопашеством, какой сеют хлеб, какой бывает урожай, хватает ли хлеба, откуда завозится хлеб, каково качество почв и как они используются. Подробно описаны промышленные предприятия, сообщаются статистические сведения о них и оценивается их деятельность с точки зрения народной пользы и государственных интересов, детально характеризуется техника охоты и лова рыбы. Приводятся сведения о кустарной промышленности и о промыслах населения. Сообщается о высоком мастерстве в отдельных производствах. Челищев особо отмечает тяжелое положение трудового народа, пишет о бедности населения.
Сообщая о монастырях и церквах Севера, Челищев критикует духовенство и замечает, что изъятие земель и крепостных у монастырей избавит «смиренных отшельцев» от «трудов управлять тысячами душами» и обуздает «не приличную их сану роскошь». Интересовался он расколом и распространением раскола на Севере, указывая на паразитическую жизнь «раскольничных ханжей».