Появление язычества у славян
Язычество славян – термин, обозначающий совокупность религиозных и культурных верований славянских племен до принятия христианства.
Сам термин появился после принятия христианства на Руси и имеет славянское происхождение, от славянского «язык» – народ. Христианские деятели начали называть язычниками всех нехристиан, исповедовавших какие-либо политеистические культы. Язычество у славян сформировалось в I тыс. н.э. Именно в этот период оно выделилось из некой общей индоевропейской религии вслед за оформлением славян из индоевропейцев в отдельные племена. Расселяясь по территории Восточной Европы, славяне встречались с различными соседскими культурами, воспринимая от них, в ходе этих контактов, определенные черты. Образы бога грозы, а также бога покровителя скота и земли-матери – общие для индоевропейской культуры, они нашли свое выражение и в пантеоне славян. Сам термин «бог» был заимствован из кельтской мифологии. Некоторые мифические существа, например, драконы, а также мировое древо – результат контактов с германской культурой.
Важно отметить, что получение информации о славянском язычестве затрудняется тем фактом, что не существовало каких-либо оригинальных текстов. Все данные, используемые в науке, добыты косвенным путем: по материалам археологии и этнографии, поздних письменных свидетельств – в основном, порицающих христианских текстов, иностранных письменных свидетельств.
Отличительные черты славянского язычества
Можно выделить следующие основные особенности славянского язычества:
- Анимизм, то есть одушевление всех проявлений природы
- Культ предков
- Антропоцентризм
- Культ сверхъестественных сил
- Высокое развитие низшей мифологии – вера в русалок, упырей, домовых, колдунов и пр.
Язычество у славян не являлось константным явлением – оно развивалось вместе со своими последователями. С обособлением отдельных племен, появлялись свои локальные верования, ритуалы, имена богов. Таким образом, восточнославянское язычество существенно отличается от других вариантов – балтского, польского, южнославянского. Необходимо отметить, что с принятием христианства язычество еще долго занимало главенствующие позиции. Позднее появилось такое явление, как двоеверие.
Восточнославянский пантеон
Пантеон восточнославянских богов нам известен благодаря реформе князя Владимира, в ходе которой князь в $980$ году в Киеве построил капище, стремясь таким путем объединить государство.
"И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме затеремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь". – Повесть временных лет.
Верховным божеством был Перун, бог-громовержец. Следом за ним в пантеоне Владимира идет Хорс, вероятно, обожествление Солнца. Даждьбог дублирует по функциям Хорса, считался прародителем всех русских людей, ему поклонялись также, желая обрести богатство. Стрибог – покровитель ветра, возможно, ипостась громовержца. О следующем боге, Симаргле, известно очень мало. Лингвистический анализ позволил выяснить, что это иранское божество, в пантеоне Владимира он был, вероятно, полубогом, связующим небо и землю. Последнее божество в пантеоне князя Владимира – Мокошь, женского рода. Она являлась покровительницей ткачества и прядения, также с Мокошью связывали различные правила ведения хозяйства для женщин. Образ Мокоши впоследствии слился с Параскевой Пятницей.
Другие божества, не вошедшие в пантеон Владимира
В пантеон князя не вошли Сварог, огненный бог-кузнец, а также Волос или Велес. Волос наряду с Перуном – древнейший общеславянский бог, возможно, противник Перуна. Волос являлся покровителем скота.
Необходимо подчеркнуть, что другие персонажи, часто в поздних источниках относящиеся к языческим восточнославянским богам, таковыми не считаются либо в связи с откровенным вымыслом, либо – с отсутствием твердых доказательств. К этим персонажам относятся Ярило, Лель, Род, Купало и другие.