Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Язычество и принятие христианства на Руси

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Язычество и принятие христианства на Руси
Язычество и принятие христианства на Руси
Определение 1

Крещение Руси — это введение христианства в Киевской Руси как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.

Исторические источники содержат противоречивые указания на время принятия христианства. Традиционно событие принято датировать 988 годом и считать его началом истории Русской Церкви, однако многие исследователи полагают, что «крещение» прошло позже: в 990 или 991 году.

Язычество на Руси

Определение 2

Славянское язычество — это система верований восточных славян об устройстве мира и человеке, основанная на дохристианской мифологии.

Помощь со студенческой работой на тему
Язычество и принятие христианства на Руси

Славянское язычество является фрагментом индоевропейской религии.

Славянское язычество следует понимать как стадию мировоззрения славян до начала христианизации, и как особую типологическую культурную модель, семантические категории и формы продолжали существовать и после принятия христианства.

Письменные и археологические данные свидетельствуют, что для поклонения славяне использовали идолов.

Определение 3

Идолы – это скульптурные изображения языческих божеств.

Идолы были деревянными или каменными. Восточнославянские идолы отличались грубостью и простотой исполнения.

Славяне поклонялись идолам в капищах – открытых святилищах. Роль храмов мог играть лес. Не зафиксировано наличие храмовых помещений, но они могли быть деревянными и не оставили следов. На капищах проходили обряды поклонения идолам. Капища огораживались, их обязательным элементом был костёр. Помимо идолов славяне поклонялись валунам. На восточных окраинах, до прихода славян, священным камням поклонялись некоторые финно-угорские племена.

Крещение князя Владимира и киевлян

Согласно летописным данным до крещения Владимира было «испытание вер». В 986 году к князю прибыли послы волжских булгар, которые предложили ему принять ислам. Когда они рассказали об обрядах, которые следует соблюдать, включая запрет на питьё вина, Владимир ответил фразой: «Руси есть веселие пити», и отверг предложение булгар.

После пришли немцы из Рима, посланные Римским папой. Те заявили, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Но Владимир им сказал: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Затем были хазарские иудеи, которые предложили Владимиру принять иудаизм. В ответ он, зная, что Хазарию разгромил его отец Святослав, спросил, где находится их земля. Хазары признались, что своей земли у них нет — Бог их рассеял по странам. Владимир тогда отказался от иудаизма.

Затем прибыл византиец, которого за мудрость летописец назвал Философом. Философ рассказал князю о христианской вере и библейской истории. Однако Владимир не принял решения и советовался с ближайшими боярами. Было решено испытать веру, побывав на богослужениях у греков, у мусульман и у немцев. Когда посланники вернулись после посещения Константинополя, они с восторгом сообщили: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». Владимир в результате сделал выбор в пользу греческого образца христианства.

Согласно данным «Повести временных лет», в 6496 году от сотворения мира (в 988 году нашей эры) киевский князь Владимир решил принять крещение от Константинопольской Церкви. После чего присланное Константинопольским Патриархом духовенство крестило жителей Киева в водах Днепра.

Многие историки относят крещение Владимира к 987 году. По арабским и византийским источникам, в 987 году Константинополь заключил с Русью союз, чтобы подавить мятеж Варды Фоки. Условием Владимира была рука царевны Анны, императорской сестры. Тогда в разгар войны Владимир напал на Корсунь. Императоры согласились отдать Анну в жены князю при условии, что он предварительно крестится под именем Василия — в честь восприемника императора Василия II.

В византийских хрониках о «крещении Руси» сообщают только «Аноним Бандури», который передаёт сюжет о выборе вер, и «Ватиканская хроника»:

В лето 6496 был крещён Владимир, который крестил Россию.

Последнее сообщение, скорее всего, является обратным переводом из «Повести временных лет». В целом событие 988 года осталось почти незамеченным в византийской литературе, поскольку, в представлениях греков, обращение Руси произошло на столетие раньше.

Крещение других русских земель

На многих территориях христианство насаждалось силовыми методами; при этом разрушались языческие культовые сооружения, а сопротивлявшиеся подвергались жестоким репрессиям. Однако следует учитывать, что сопротивление крещению в большинстве случаев имело более политический антикиевский аспект, а не антихристианский, хотя также были и социальный, культурный, бытовой и другие аспекты, а религиозный вовсе не играл главенствующую роль.

Так, согласно Иокимовской летописи и археологическим данным XX века, Новгород оказал введению христианства активное сопротивление: он был крещён епископом Иоакимом и посадником Воробьём Стояновичем в 990 году лишь с военной помощью киевского воеводы Добрыни и тысяцкого Путяты.

В Муроме и Ростове сопротивление введению христианской религии, согласно традиционной истории, продолжилось до XII века: два первых епископа были изгнаны из Ростова, а третий — св. Леонтий — сделал многое для утверждения в Ростове христианской веры. Сопротивление крещению также стало фактором, усилившим славянскую колонизацию Северо-Востока Руси, куда стали переселяться стойкие приверженцы язычества. Окончательно ростовчан крестил лишь епископ Исаия, восшедший на кафедру в 1078 году. К 1070-м годам относятся события, описанные в «Житии» Авраамия Ростовского – сокрушение им идола Велеса.

Согласно исландским сагам, Полоцк около 1000 года был крещён исландским христианином Торвальдом Кодранссоном, который получил от императора Василия II грамоту «представителя Византии в русских городах Восточной Балтики».

Как показал Я. Н. Щапов, кроме киевской митрополии, еще в пяти городах были основаны епископские кафедры:

  • Новгород;
  • Чернигов;
  • Переяславль Южный;
  • Полоцк;
  • Белгород.

В этих городах к XI веку были каменные храмы. В Белгороде следы каменного строительства обнаружены с XII века, однако ранее там была деревянная церковь. Во второй половине XI века епархии основали в Ростове Великом Юрьеве и на реке Рось.