«Передвижники» и выдающиеся представители русской живописи
На рубеже веков «Товарищество передвижных художественных выставок» занимало видное место среди художественных творческих объединений. К новому поколению «передвижников» принадлежали братья Виктор (1848-1926) и Аполлинарий (1856-1933) Васнецовы, Николай Касаткин (1859-1930) и др. Самые известные картины Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Царь Иван Васильевич», картины на темы русских народных сказок – «Аленушка», «Три богатыря». В. Васнецов создал мозаичные панно в храме Спаса на крови в Петербурге, писал иконы для собора Александра Невского в Софии.
А. Васнецов известен как пейзажист, график, театральный художник, а также автор эпических полотен с московской старины.
М. Касаткин был одним из первых художников, обратившихся к жизни и революционной борьбы российского пролетариата (картины «Шахтерка», «Углекопы – изменение» и др.) Однако в начале XX в. «Передвижничество» с его обостренным интересом к социальным проблемам, конкретно-историческим образам уже не могло служить художественным идеалом.
Новые поиски русской живописи, характерные для того времени, связанные с творчеством таких художников, как Михаил Врубель (1856-1910), Константин Коровин (1861-1939), Михаил Нестеров (1862-1942), Валентин Серов (1865– 1911), Борис Кустодиев (1878-1912).
М. Врубель начинал свой творческий путь как автор монументальных росписей Владимирского собора и Кирилловской церкви в Киеве, написал ряд икон, в которых оригинально соединил византийскую декоративность с романтическими и символическими чертами. Центральное место в творчестве Врубеля занимают изображения Демона – образа трагического, мятущейся, презренной лица. Врубель писал полотна на темы народных сказок и опер («Морская царевна», «Царевна-лебедь», «Пан»), портреты (автопортреты, портрет сына).
К. Коровин чувствовал сильное влияние импрессионизма, создал глубоко эмоциональные пейзажи («Зимой»), жанровые картины («У балкона»), был одним из создателей нового типа театральной декорации, которая отмечалась яркостью и сценической выразительностью.
М. Нестеров начинал с реалистических жанровых картин ( «Домашний арест»), завоевал широкое признание картинами на религиозные темы («Видение отроку Варфоломею»), лирическими картинами природы. Глубоким психологизмом наполнены его портреты Максима Горького и Льва Толстого, философов Сергея Булгакова и Павла Флоренского («Два философа»).
Жанр портрета был основным в творчестве В. Серова. Его ранние произведения («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем») отмечаются оптимизмом, жизненной свежестью, богатством колорита, тонкой передачей света и воздуха.
В зрелые годы В. Серов создал галерею портретов писателей, артистов, художников (портреты писателя Лескова, композитора Римского-Корсакова, певца Шаляпина и др.). В последние годы творчества В. Серов отдавал предпочтение исторической живописи (серия картин о царские охоты и прогулки Петра, Елизаветы Петровны, Екатерины II).
Объединение художников, которое образовалось вокруг иллюстрированного художественно-литературного журнала «Мир искусства» (1899-1904), провозгласило новые эстетические принципы.
«Мирискусники» и авангардизм
В общество вошли такие известные художники, как Л. Бакст, И. Билибин, Б. Кустодиев, К. Сомов, Н. К.-Белозеров. Близкими к нему были также В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, И. Грабарь и некоторые другие. Участники выставок «Мира искусств» в 1903 году выступили с инициативой создать Союз русских художников, в который вошли представители различных творческих объединений. Ядро Союза составляли ученики И. Левитана – пейзажисты Константин Юон (1875-1958) и Игорь Грабарь (1871-1960). И. Грабарь стал редактором и автором основных статей шеститомное издание «Истории русского искусства» (1906-1916), а с 1913 года он возглавлял Третьяковскую галерею.
На 1910-е годы приходится появление российского авангардизма, который сыграл важную роль в развитии мировой живописи. Казимир Малевич (1878– 1935), основатель этого направления, определил его как супрематизм, искусство чистых форм, беспредметности. На творчество К. Малевича, родившегося в польской семье на Подолье, большое влияние имело народное декоративное искусство и иконопись, в частности цветовое сочетание и ритмы росписей подольских домов, узоров писанок и плахт. В 1915 г. он показал на выставке в Петрограде знаменитый «Черный квадрат на белом фоне», который считал своим главным открытием.
В искусстве авангарда оказались творческие искания других талантливых художников:
- В. Кандинского,
- Р. Фалька,
- М. Шагала,
- П. Филонова.
В их искусстве воплотилось смелое экспериментаторство, которое раздвинуло рамки традиционного понимания живописи.
Развитие архитектуры
Ведущим стилистическим направлением в архитектуре конца XIX – начала XX в. был стиль модерн, для которого характерны произвольность размеров, асимметрия, своеобразная изобретательность линий, но одновременно монолитность сооружений, их монументальность. Модерн оказался и в характере оформления зданий – в применении мозаики, витражей, керамики, скульптуры. Совершенствовали тогда и строительную технику.
Стекло, сталь, железобетон, облицовка гранитом широко применяли в строительстве зданий различного функционального назначения: доходных домов и особняков, банков и заводских корпусов, правительственных сооружений и вокзалов.
Выдающимся архитектором русского модерна был Ф.О. Шехтель, которому заказывали строить особняки самые богатые люди России – Морозовы, Рябушинские. Он же проектировал здания Художественного театра, Ярославского вокзала в Москве и многие другие не менее выдающиеся постройки.
Особое направление в архитектуре начала XX в. образует «неорусский» стиль, который использовал элементы древнерусского зодчества и стиля модерн. По проекту Щусева в этом стиле построен Казанский вокзал и по проекту Шехтеля – Ярославский вокзал в Москве. В то же время в моду входил и неоклассицизм. В этом стиле в Москве Клейн построил Музей изобразительных искусств, И. Рерберг – Киевский вокзал в Петербурге по проекту И. Фомина построен особняк А. Половцова на Каменном острове.
В русских городах выросли странные «дома-оборотни», соединявшие в себе разные стили. Были построены Императорский исторический музей (стилизация под русскую готику), торговый дом чайного фабриканта Перлова (псевдокитайский стиль), Музей изящных искусств (псевдоклассицизм). Пожалуй, самое удивительное из построенных в то время в Москве зданий – аптека № 1 на Никольской (аптека Феррейна). Со стороны фасада – роскошное барокко: обилие лепнины, пышные наличники, затейливые колонны. Если же посмотреть на этот дом со стороны Лубянской площади, мы увидим строение в романском стиле.