Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Живопись, архитектура начала XX в.

«Передвижники» и выдающиеся представители русской живописи

На рубеже веков «Товарищество передвижных художественных выставок» занимало видное место среди художественных творческих объединений. К новому поколению «передвижников» принадлежали братья Виктор (1848-1926) и Аполлинарий (1856-1933) Васнецовы, Николай Касаткин (1859-1930) и др. Самые известные картины Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Царь Иван Васильевич», картины на темы русских народных сказок – «Аленушка», «Три богатыря». В. Васнецов создал мозаичные панно в храме Спаса на крови в Петербурге, писал иконы для собора Александра Невского в Софии.

После побоища Игоря Святославича с половцами. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

А. Васнецов известен как пейзажист, график, театральный художник, а также автор эпических полотен с московской старины.

М. Касаткин был одним из первых художников, обратившихся к жизни и революционной борьбы российского пролетариата (картины «Шахтерка», «Углекопы – изменение» и др.) Однако в начале XX в. «Передвижничество» с его обостренным интересом к социальным проблемам, конкретно-историческим образам уже не могло служить художественным идеалом.

Новые поиски русской живописи, характерные для того времени, связанные с творчеством таких художников, как Михаил Врубель (1856-1910), Константин Коровин (1861-1939), Михаил Нестеров (1862-1942), Валентин Серов (1865– 1911), Борис Кустодиев (1878-1912).

М. Врубель начинал свой творческий путь как автор монументальных росписей Владимирского собора и Кирилловской церкви в Киеве, написал ряд икон, в которых оригинально соединил византийскую декоративность с романтическими и символическими чертами. Центральное место в творчестве Врубеля занимают изображения Демона – образа трагического, мятущейся, презренной лица. Врубель писал полотна на темы народных сказок и опер («Морская царевна», «Царевна-лебедь», «Пан»), портреты (автопортреты, портрет сына).

«Живопись, архитектура начала XX в.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

К. Коровин чувствовал сильное влияние импрессионизма, создал глубоко эмоциональные пейзажи («Зимой»), жанровые картины («У балкона»), был одним из создателей нового типа театральной декорации, которая отмечалась яркостью и сценической выразительностью.

М. Нестеров начинал с реалистических жанровых картин ( «Домашний арест»), завоевал широкое признание картинами на религиозные темы («Видение отроку Варфоломею»), лирическими картинами природы. Глубоким психологизмом наполнены его портреты Максима Горького и Льва Толстого, философов Сергея Булгакова и Павла Флоренского («Два философа»).

Жанр портрета был основным в творчестве В. Серова. Его ранние произведения («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем») отмечаются оптимизмом, жизненной свежестью, богатством колорита, тонкой передачей света и воздуха.

«Девочка с персиками». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В зрелые годы В. Серов создал галерею портретов писателей, артистов, художников (портреты писателя Лескова, композитора Римского-Корсакова, певца Шаляпина и др.). В последние годы творчества В. Серов отдавал предпочтение исторической живописи (серия картин о царские охоты и прогулки Петра, Елизаветы Петровны, Екатерины II).

Замечание 1

Объединение художников, которое образовалось вокруг иллюстрированного художественно-литературного журнала «Мир искусства» (1899-1904), провозгласило новые эстетические принципы.

«Мирискусники» и авангардизм

В общество вошли такие известные художники, как Л. Бакст, И. Билибин, Б. Кустодиев, К. Сомов, Н. К.-Белозеров. Близкими к нему были также В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, И. Грабарь и некоторые другие. Участники выставок «Мира искусств» в 1903 году выступили с инициативой создать Союз русских художников, в который вошли представители различных творческих объединений. Ядро Союза составляли ученики И. Левитана – пейзажисты Константин Юон (1875-1958) и Игорь Грабарь (1871-1960). И. Грабарь стал редактором и автором основных статей шеститомное издание «Истории русского искусства» (1906-1916), а с 1913 года он возглавлял Третьяковскую галерею.

На 1910-е годы приходится появление российского авангардизма, который сыграл важную роль в развитии мировой живописи. Казимир Малевич (1878– 1935), основатель этого направления, определил его как супрематизм, искусство чистых форм, беспредметности. На творчество К. Малевича, родившегося в польской семье на Подолье, большое влияние имело народное декоративное искусство и иконопись, в частности цветовое сочетание и ритмы росписей подольских домов, узоров писанок и плахт. В 1915 г. он показал на выставке в Петрограде знаменитый «Черный квадрат на белом фоне», который считал своим главным открытием.

Черный квадрат Малевича. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В искусстве авангарда оказались творческие искания других талантливых художников:

  • В. Кандинского,
  • Р. Фалька,
  • М. Шагала,
  • П. Филонова.

В их искусстве воплотилось смелое экспериментаторство, которое раздвинуло рамки традиционного понимания живописи.

Развитие архитектуры

Ведущим стилистическим направлением в архитектуре конца XIX – начала XX в. был стиль модерн, для которого характерны произвольность размеров, асимметрия, своеобразная изобретательность линий, но одновременно монолитность сооружений, их монументальность. Модерн оказался и в характере оформления зданий – в применении мозаики, витражей, керамики, скульптуры. Совершенствовали тогда и строительную технику.

Стекло, сталь, железобетон, облицовка гранитом широко применяли в строительстве зданий различного функционального назначения: доходных домов и особняков, банков и заводских корпусов, правительственных сооружений и вокзалов.

Выдающимся архитектором русского модерна был Ф.О. Шехтель, которому заказывали строить особняки самые богатые люди России – Морозовы, Рябушинские. Он же проектировал здания Художественного театра, Ярославского вокзала в Москве и многие другие не менее выдающиеся постройки.

Замечание 2

Особое направление в архитектуре начала XX в. образует «неорусский» стиль, который использовал элементы древнерусского зодчества и стиля модерн. По проекту Щусева в этом стиле построен Казанский вокзал и по проекту Шехтеля – Ярославский вокзал в Москве. В то же время в моду входил и неоклассицизм. В этом стиле в Москве Клейн построил Музей изобразительных искусств, И. Рерберг – Киевский вокзал в Петербурге по проекту И. Фомина построен особняк А. Половцова на Каменном острове.

В русских городах выросли странные «дома-оборотни», соединявшие в себе разные стили. Были построены Императорский исторический музей (стилизация под русскую готику), торговый дом чайного фабриканта Перлова (псевдокитайский стиль), Музей изящных искусств (псевдоклассицизм). Пожалуй, самое удивительное из построенных в то время в Москве зданий – аптека № 1 на Никольской (аптека Феррейна). Со стороны фасада – роскошное барокко: обилие лепнины, пышные наличники, затейливые колонны. Если же посмотреть на этот дом со стороны Лубянской площади, мы увидим строение в романском стиле.

Дата последнего обновления статьи: 09.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot