Формы внешкольного просвещения
Жизнь настойчиво призывала радикального приближения народного образования к новейшим условиям. Несмотря на то с окончания 90-х гг. увеличивалась сеть коммерческих училищ, базу образования продолжали быть духовно-приходские школы и традиционные гимназии.
Испуганное увеличением студенческого движения, царское руководство всеми способами мешало развитию народного просвещения, и претворению в жизнь идеи всеобщего образования, разработке новейших школьных проектов. 27 января 1905 г. в печатном издании «Русь» была издана «Записка о нуждах просвещения», подписанная 342 учеными, в том числе и реальными членами Императорской Академии наук. Но это не возымело должного эффекта. Руководство страны никак не отозвалось на обращение деятелей образования и науки.
Важную роль в просвещении народа играли различные формы внешкольного образования. Кроме воскресных школ, появились новые формы учебных и культурно-просветительских учреждений для взрослых: курсы для рабочих, народные университеты, образовательные рабочие общества и тому подобное.
Благодаря деятельности земств открылось много библиотек. Главной же считалась Императорская публичная библиотека. Большие книжные собрания имелись в Академии наук, в Румянцевском музее Москвы, в здании известного «Дома Пашкова»
Отставания России от западных стран в сфере массового образования
Но все же накануне Первой мировой войны большинство населения страны была неграмотной: уровень грамотных составлял 31% населения страны. Сохранялась разница в распространении грамотности среди городского и сельского населения; уровень образования среди некоторых нерусских народов (эстонцы, латыши, поляки, евреи и др.) был выше, чем собственно российского и тому подобное.
В России учащиеся составляли 3% населения, тогда как в странах всеобщего обязательного среднего образования – около 10%.
С конца 90-х годов XIX в. и до 1914 г. численность учащихся в начальных и средних школах России выросла более чем два с половиной раза. На 1914 год их насчитывалось 9656 тыс. (59 учеников на тысячу человек).
К сравнению:
- в Великобритании – соответственно 6329 тыс. (152 ученика на тысячу человек),
- в Германии – 11 326 тыс. (175 учащихся на тысячу человек, данные за 1912 г.),
- Во Франции 5800 тыс. (148 учеников на тысячу человек, данные за 1912 г.),
- в США – 21 100 тыс. (213 учащихся на тысячу человек).
Если в Западной Европе уже в последней четверти XIX в. была достигнута полная грамотность населения, то в России только в 1906 году в Государственную думу был внесен законопроект «О введении всеобщего начального обучения», который так и не стал законом.
Система образования Российской империи
В начале XX в. система низшего образования включала земские (3–4 года обучения за счет земств) и церковно-приходские школы (2–4 года обучения за счет государственной казны). Среднее образование давали гимназии (для мальчиков – 8 классов, для девочек – 7). Гимназии назывались классическими, так как в них преподавались «классические» (древние) языки: греческий и латинский.
Учащиеся гимназий могли после окончания поступать в университеты.
В реальных училищах большее внимание уделялось математике, физике и другим техническим предметам. Выпускники этих учебных заведений поступали, как правило, в высшие технические учебные заведения.
Девушки обычно не учились в реальных училищах, им было доступно гимназическое образование. По окончании 7-го класса они, если хотели продолжить образование, поступали в 8-й, специализированный, класс, готовивший домашних учительниц.
К средним учебным заведениям относились коммерческие училища, в которых изучали счетоводство, бухгалтерию и другие предметы, дающие возможность после окончания определиться на хорошую работу в торговлю, промышленность или поступить в высшие коммерческие институты.
Университетское образование сохраняло значение наиболее фундаментальной формы высшего образования.
Были основаны новые университеты – 1909 гг. в Саратове и 1916 – в Перми. Открыли несколько высших педагогических заведений. Возникали частные учебные заведения (Психоневрологический институт В. Бехтерева, Вольная высшая школа П. Лесгафта и т.д.).
К 1917 г. высшее образование в Российской империи можно было получить в 12 университетах, 54 государственных лицеях, академиях, институтах, училищах и 59 частных институтах, училищах, на курсах и т.п.