Община представляет собой объединение крестьян, живущих в одном или нескольких соседних селениях и совместно решавших основные вопросы трудовой и повседневной жизни.
Крестьянская земледельческая община в России не является чем-то особенным с точки зрения исторического прошлого. Многие народы прошли этот этап развития.
Сельская община возникла на основе кровно-родовых отношений. Позднее объединяющими факторами стали совместное проживание и общий труд. Так появилась соседская община.
Уникальность российской крестьянской общины состоит в том, что она существовала вплоть до XX века.
Роль общины в жизни крестьян
Община была защитой от обнищания крестьян. Ведь любой житель деревни мог найти в общине поддержку. Земля всегда оставалась за членом общины или его наследниками, ее нельзя было продать или проиграть. Также никто не мог отнять право на надел земли.
Члены общины сообща решали различные проблемы по хозяйству. В первую очередь они касались совместных работ, вопросов взаимопомощи.
Община всегда помогала погорельцам, семьям тех, кто сражался на войне, вдовам и детям-сиротам.
Если хозяева не могли справиться с каким-нибудь делом, будь то строительство дома, уборка хлеба, строительство печи, то им помогали члены общины. В качестве благодарности было принято хорошо угощать помощников.
Община давала крестьянину чувство защищенности, уверенности. Члены общины стремились помогать друг другу и из чувства милосердия, и из практических соображений, так как если будет нужно, им тоже помогут.
Благодаря общине русские крестьяне были защищены не только от разорения, но и от деградации. Члены общины охотно помогали детям, оставшимся без родителей, одиноким женщинам и старикам.
Община содержала общественные хлебные склады, школы, больницы, и богадельни.
Трудолюбивые люди в общине очень ценились, а ленивых и пьющих члены общины отправляли в рекруты. За тяжкую провинность, например, конокрадство, члены общины могли учинить самосуд. Жажда наживы и обогащения за счет чужого труда порицалась.
Общинный тип жизни способствовал формированию таких черт характера, как сплоченность, ответственность, взаимопомощь. Все это помогало крестьянам выжить в суровых климатических условиях.
Крестьянам, привыкшим жить сообща, часто было сложно самостоятельно принять важное решение.
Но были предприимчивые крестьяне, которые могли действовать довольно самостоятельно. Об этом говорит тот факт, что еще при крепостном праве стали появляться торгующие крестьяне. Кроме того, массовым явлением становится появление купцов и предпринимателей из крестьянской среды.
Устройство общины
Все вопросы члены общины решали на общинном сходе, или сходке. В ней принимали участие представители от каждого хозяйства, дома. Обычно это были мужчины.
Исполнительной властью были староста и писец. Староста собирал сходки, вел собрание, а писец записывал те решения, которые были приняты.
Старостами были наиболее уважаемые люди. Они выполняли организационные функции. Если крестьянам не нравилось, как работает староста, его могли переизбрать.
На сходках крестьяне при обсуждении активно спорили, бывали даже ссоры. Решения обычно принимались по обоюдному согласию. Иногда проводились голосования. Все крестьяне должны были выполнять решения сходки.
Какие вопросы решала община
Община решала огромное количество различных вопросов. Большую часть времени крестьяне обсуждали повседневные бытовые вопросы. Они выбирали пастуха, искали учителя в школу, решали вопросы о найме рабочих для строительства дорог.
Решали члены общины и административные вопросы, такие как отправка солдат в рекруты и сбор налогов. Здесь действовал принцип круговой поруки. За отправку рекрутов и выплату налогов община несла коллективную ответственность. Например, если крестьянин не могу в силу объективных причин выплатить налоги, то за него платила община, а он потом возвращал долг.
Что касается рекрутирования, то и здесь община принимала решение исходя из обстоятельств каждой семьи.
Крестьянин не мог уйти, например, в город без согласия общины. Поэтому на сходах часто решалось, кому можно уйти в город, а кому нужно остаться в деревне.
За право покинуть общину крестьянин должен был выплатить определенную сумму.
Частично община выполняла и судебные функции. На сходке разбирались земельные вопросы, кражи, драки. А вот уголовные преступления уже требовали участия представителей власти. Крестьяне сами принимали решение о наказании виновному и сами приводили его в исполнение. В деревне действовали свои неписаные законы, которые часто противоречили государственному законодательству.
Самым тяжким преступлениям считались поджог и конокрадство. Дело в том, что конь был кормильцем семьи. Поджог же мог привести к исчезновению целой деревни, ведь все дома в ней были деревянными.
Члены общины предпочитать не выносить сор из избы. Они пытались разобраться сами даже с серьезными преступлениями, особенно, если считали преступником не слишком виноватым.
Уклад жизни крестьян-общинников
Общинное самоуправление оказало заметное влияние и на уклад жизни крестьян. Жизнь у всех на виду, с чувством коллективной ответственности, способствовала сплочению крестьян. Они общались не только по хозяйственным вопросам, но и вместе отдыхали. В свободное время крестьяне плели лапти, молодежь гуляла, мужчины отправлялись в волостное правление за новостями.
В воскресные и праздничные крестьяне гуляли, ходили на базар. Летом водили хороводы, пели песни. Также крестьяне любили читать вслух, а потом обсуждать прочитанное.
Таким образом, выполняла еще и важную воспитательную функцию. В крестьянской общине осуществлялся своеобразный нравственный контроль за ее членами, что в такой огромной стране, как Россия, имело огромное значение.
Таким образом, крестьянская земледельческая община выполняла следующие функции:
- хозяйственно-экономические,
- административно-правовые,
- представительские,
- воспитательные.