Формы землевладения и землеустройство
Землевладение восточных славян существовало в двух формах:
- по отдельности – родами, семьями;
- совместно - в городищах.
В случае отдельного землепользования можно было не заботиться о разграничении земель, поскольку большие территории давали возможность пользоваться землей почти без ограничений. Границами же служили естественные рубежи.
В случае совместного землепользования и общей деятельности искусственное разделение земель было просто необходимо.
Славянские племена селились организованными группами в укрепленных селениях для того, чтобы обезопасить себя он набегов врагов. Каждое селение находилось на протяженном расстоянии друг от друга благодаря чему оставалось обширное пространство между ними, которое и служило их земельным владением. Земли считались общей собственностью, были неделимыми, обрабатывались вместе или делились на равные участки и распределялись по жребию. В селениях, где занимались звероловством, птицеловством, рыболовством, скотоводством, разделение земель могло и не проводиться. Однако в этой ситуации могли появиться межевые знаки, обозначающих места деятельности. Этими знаками могли быть зарубки на деревьях, просеки для вешания сетей, расставленные силки и пр., которые указывали, что место для промысла уже до этого было занято.
До начала государственности у восточных славян земельные отношения еще не были высоко развиты. Большое количество свободных территорий было причиной того, что славяне ценили не землю саму по себе, а вложенный в нее труд, а в таком случае проблема распределения земель не была актуальной.
Землеустройство начало активно развиваться с появлением государственности на Руси.
Основными формами селений на Руси были деревни и починки (4-5 дворов), села (15-20 дворов). В лесостепной и степной полосе селения могли быть более крупными.
Удельные князья регулярно решали земельные вопросы: по их приказанию человеку даровали землю, отводили земельные участки, разрешали земельные споры. По подобию Византии, князья создавали описания земельных владений своих подданных для распределения податей, повинностей и дани. Распределение княжеских доходов для каждой местности зафиксировано в уставных грамотах новгородского князя Святослава 1137 г. и смоленского князя Ростислава 1150 г. Летописи сообщают о существовании меж, означающих границу между удельными княжествами.
На Руси преобладало вотчинное землевладение. Вотчина – это территория, которую ее владелец мог продать, подарить, завещать, то есть она была в его полной собственности.
Вотчины как явление появились в процессе формирования феодальной собственности и их владельцами в IX-XI вв. были князья и дружинники, как правило. После принятия на Руси христианства возникло новое вотчинное землевладение, владельцами которого были церковные иерархи и крупные монастыри.
На Руси было три вида вотчин:
- наследственные (родовые): переходили по наследству в княжеских и боярских семьях; владение такое вотчиной ограничивалось государством и родственниками; владелец родовой вотчины должен был служить тому князю, на земле которого она находилась; без согласия членов общины вотчинник не имел права продать или обменять ее, а в случае нарушения этого правила, собственника лишали вотчины;
- выслуженные: были получены от князя за определенные заслуги либо на время службы;
- купленные: приобретенные у феодалов за плату.
Различные юридические документы (уставные грамоты, судные грамоты, «купчие», «вкладные», «межевые») демонстрируют, что границы вотчины определялись обычно по взаимному согласию землевладельцев или по приказу князя, а проходили, в основном, по естественным границам – рекам, ручьям, дорогам, опушкам и т.д.
В Киевской Руси владение вотчиной еще не означало права абсолютной собственности на нее. В удельный период вотчина стала главной формой феодального землевладения, значение которой все больше возрастало под влиянием новых княжеских пожалований, покупки, обмена и захвата новых земель. Это было одной из причин возрастания роли вотчинников в политической жизни княжеств. В период кризиса Киевской Руси вотчиной назывались и отдельные княжества, которые князь наследовал от отца.
Общественная структура земельных отношений
Социальная структура Киевской Руси отразила на себе земельные отношения. Главным собственником земли был князь, который мог дарить ее и забирать. Ниже князя стояли бояре – крупные земельные собственники. Они владели большими угодьями, с которых получали доход.
На их землях работало зависимое население Киевской Руси – рядовичи, закупы и холопы.
Рядовичи – это категория обедневших крестьян, который заключили с земельным собственником договор (ряд), по которому господин предоставлял ему землю и орудия, а тот обрабатывал его территорию. Рядович обладал почти всеми гражданскими правами и считается полузависимой категорией общества.
Закупы – это те, кто попал в зависимость, потому что не выплатил долг (купу). Закупы должны были отработать на территории землевладельца размер своего долга. У закупов оказывалось меньше гражданских прав, чем у рядовичей. За бегство либо воровство закупа можно было обратить в полную зависимость, но при этом закуп мог откупиться и получить свою свободу.
Холопы – категория населения, находившихся в полной зависимости от землевладельца. Они работали на земле своего хозяина и считались полной его собственностью и их положение было близко к рабскому. В кризисной ситуации человек мог сам себя продать в холопы, но и за определенную плату можно было получить свободу.
Свободные же крестьяне назывались смердами, они обычно жили в общине и зависели непосредственно от князя. Смерды владели земельными наделами, которые были основным источником их дохода, и могли передавать их по наследству сыновьям (в случае отсутствия наследников мужского пола земля переходила князю). Смерды были самой многочисленной социальной группой на Руси.
Итак, в Киевской Руси земельные отношения начинают принимать более оформленные очертания. Появляется необходимость дележа земли, формируется новая социальная структура, связанная с земельными отношениями, что позже приводит к полному распространению на Руси феодализма.