Карамзин – реформатор русского литературного языка
В начале 1790-х годов Николая Михайловича Карамзина беспокоит настоящее и будущее русской литературы. Он одним из первых понимает, причина проблемы заключается не отсутствии талантов, каковых в России в действительности много, а в устаревшей традиции классицизма, заложенной в середине XVIII века М.В. Ломоносовым, который провел реформу русского литературного языка и создал теорию «трех штилей».
Тогда эта реформа отвечала задачам перехода от древней литературы к новой. В то время полный отказ от употребления в языке церковнославянизмов был нецелесообразным и преждевременным.
Однако эволюция языка, начавшаяся ещё при Екатерине II, активно продолжалась. Предложенные М.В. Ломоносовым «три штиля», опирались на остроумную мысль писателя-теоретика, а не на живую разговорную речь и ставили авторов в затруднительное положение. Авторы употребляли тяжелые и устаревшие старославянские выражения, хотя в разговорном языке они уже не использовались и были заменены мягкими и изящными.
Понимая это, Н.М. Карамзин решил литературный язык максимально приблизить к разговорному языку, а для этого надо было освободить литературу от церковнославянизмов.
Карамзин упростил синтаксические конструкции и отказался от пространных периодов. Он говорил о том, что служить образцом проза М.В. Ломоносова уже не может, утомительны его длинные периоды, а слова располагаются не всегда сообразно с течением мыслей.
Карамзин, в отличие от Ломоносова, стремился писать короткими и легкими предложениями, что и сегодня является примером для подражания в литературе и образцом хорошего слога.
В основной словарный состав он ввел ряд неологизмов, что обогатило русский язык, и в этом была ещё одна его заслуга.
Предложенные Карамзиным нововведения сегодня хорошо известны – это такие слова как:
- «промышленность»,
- «развитие»,
- «сосредоточить»,
- «утонченность»,
- «трогательный»,
- «занимательность»,
- «человечность»,
- «общественность»,
- «общеполезный»,
- «влияние» и др.
Иностранные слова в русском языке появились ещё в эпоху Петра I, но они заменяли уже имевшиеся слова в славянском языке и не являлись необходимостью. Часто слова эти использовались в необработанном виде и были тяжелыми и неуклюжими, например, вместо слова «крепость» говорили «фортеция», вместо слова «победа» – «виктория» и др.
Николай Михайлович же старался иностранным словам придавать русское окончание и приспосабливать их к требованиям русской грамматики – «серьезный», «моральный», «аудитория», «эстетический» и др.
Установка его реформаторской деятельности была направлена на живую разговорную речь образованных людей, что стало залогом его творческого успеха.
Он пишет путевые заметки, сентиментальные повести, стихи, статьи, занимается переводом с английского, немецкого и французского языков.
Карамзин как историк
Карамзин в начале XIX века увлекся историей. Он поставил перед собой задачу – доступно изложить русскую историю, для чего приступил к изучению летописей и редких манускриптов, чтобы объединить эти бесценные знания в один труд.
Он не думал брать на себя роль исследователя и не собирался писать научный трактат. Карамзин приложил свой литературный талант к уже готовому материалу, и сделать из русской истории нечто сильное, достойное внимания не только русских, но и иностранцев. С этой задачей он справился блестяще.
Главным историком страны Н.М. Карамзина назначил император Александр I, выделив ему ежегодный пансион в 2000 рублей и оформив допуск во все библиотеки. Согласившись, Карамзин посвятил всю свою жизнь «Истории государства Российского».
Рисунок 1. Истории государства Российского. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С этого времени Карамзин приступает к изучению документов в архивах, вместо посещения светских балов.
В начале XIX века источниковедение, палеогеография были ещё в зачаточном состоянии, не было четкой методики работы с историческими документами, поэтому требовать от литератора Карамзина профессиональной историографической работы, было просто смешно. Автор, работая как с первоисточниками, так и со слогом, излагая факты вперемешку с датами, назвал свой труд «историческая поэма».
Для тех, кто особенно интересуется историей, он создал книгу в книге, спрятав выписки, цитаты, пересказы документов, в примечания.
Через 13 лет после начала работы он отдал в печать 8 томов своего труда. После корректуры, в 1818 г .были отпечатаны 3 тыс. экземпляров, которые разошлись очень быстро.
«История» Карамзина и «История» Щербатова заканчиваются на одном периоде, но, Карамзин приводит массу ссылок на обширнейшую иностранную историографию, не знакомую российскому читателю. При написании своего труда М.М. Щербатов использует 21 русскую летопись, в то время как Карамзин ссылается более чем на 40 летописей и привлекает к исследованию памятники древнерусского права и древнерусской художественной литературы. Несколько страниц он посвящает только что открытому «Слову о полку Игореве».
Труд Карамзина высоко оценил А.С. Пушкин, сказав, что
Древняя Россия, найденная Карамзиным, словно Америка, открытая Колумбом.
По приказу Александра I первое издание «Истории государства Российского» было разослано по всем министерствам и посольствам, дабы государственные мужи и дипломаты знали свою историю.
В России выхода каждой новой книги ждали с нетерпением, поскольку каждый том становился событием. Книга, посвященная эпохе И. Грозного, стала настоящим потрясением.
Сам автор не успел дописать «Историю государства Российского», хотя думал охватить период до начала правления Романовых.
Через три года после его смерти по оставшимся черновикам книгу дописали К. Сербинович и Д. Блудов. Полное издание «Истории государства Российского» вышло в свет в 1829 г.
Значение работы Н.М. Карамзина
Труд Н.М. Карамзина потряс его современников. Сюжеты «Истории государства Российского» использовались для художественных произведений, например, А.С. Пушкин взял сюжет для трагедии «Борис Годунов», которую посвятил Н.М. Карамзину.
Безусловно, не обошлось и без критики – либералы того времени возражали против этатистской картины мира и веры Карамзина в действенность самодержавия.
Этатистская идеология предполагает политику активного вмешательства государства в общественную и частную жизнь и рассматривает государство как высший институт над всеми остальными.
Либералы ставили Карамзину упрек, что он следит в своем труде только за тем, как развивается верховная власть и пренебрегает историей самого русского народа.
В конце своей земной жизни Н.М. Карамзин становится убежденным сторонником абсолютной монархии и не разделяет точку зрения большей части русской интеллигенции на крепостное право. Он не сторонник отмены крепостного права.
Вышедшее в свет многотомное сочинение рассказывает о российской истории с древнейших времен и до правления Ивана Грозного.
До Карамзина были известны исторические работы В.Н. Татищева и М.М. Щербатова, но труд Карамзина имел не только исторические, но ещё и высокие литературные достоинства.
Труд Карамзина привлекал к русской истории всех образованных людей России, включая специалистов, а это способствовало формированию национального самосознания и интереса к прошлому страны.
Историческая ценность труда Н.М. Карамзина заключается в том, что он пользовался рукописями, впервые опубликованные именно им. Многие рукописи, к сожалению, не сохранились до настоящего времени и их фрагменты есть только в труде Карамзина.
После декабрьских событий 1925 г Карамзин сильно простудился и заболел воспалением легких. Доктора советуют отправиться в Южную Францию, спонсором путешествия выступает император Николай I и предоставляет в распоряжение Карамзина фрегат императорского флота.
Однако Н.М. Карамзин для такого путешествия уже слишком слаб. Свою земную жизнь автор «Истории государства Российского» заканчивает 22 мая (3 июня) 1826 г в Санкт-Петербурге. Тело его покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.