Кронштадтская крепость — это архитектурный и исторический памятник XVIII-XIX веков.
Поныне сохранился Северный вал в центре Кронштадта вдоль улицы Восстания, проведенной в XIX веке вдоль незадолго до этого перестроенной крепости.
Деревянная крепость
Осенью 1703 года в Санкт-Петербург прибыл первый иностранный корабль голландского шкипера Выбеса, доставившего вино и соль. Шкипер получил от Петра I премию — 500 золотых. 22 июня 1715 года Петр I встретил 45 английских и голландских торговых судов. Стала очевидна необходимость постройки удобных и просторных гаваней для стоянки и разгрузки кораблей. Петр I назначил для ускорения дела лично ответственных за проведение работ в отведенных участках. В марте 1719 года завершилось строительство Купеческой гавани.
Возведение крепости началось спустя двадцать лет после начала сооружения кронштадтских фортов, и закончилось к концу XIX века.
В 1721 году Петр I утвердил генеральный план строительства на острове. В него был включен план застройки города. Город должна была окружать крепостная ограда бастионного начертания с севера, запада и востока. С южной стороны город должны были защищать стенки гаваней.
В 1723 году Петр лично произвел закладку крепости, названной Кронштадтом. Фронты ограды располагались по системе Кегорна (при Петре II эти фронты предложено было строить по простой бастионной схеме Вобана). Грунт для насыпи, на которой велось строительство, добывался на материке вручную. Поверх насыпи шли фортификационные работы: строились стены, расставлялись пушки, создавались башни и казармы. На вооружении состояло 358 пушек, 19 мортир и 11 гаубиц. Фарватер защищали 257 орудий. В составе гарнизона числились 71 офицер и 2664 нижних чина.
Для облегчения перевозки грузов в пределах города построили каналы, а также доки, после чего город стал первоклассной верфью. Для жилых построек отводились участки — площадь для рядовых граждан составляла 32 х 12 м, для знатных — той же длины, но выбираемой по желанию шириной.
После смерти Петра I все работы перешли под управление генерал Б. Миниха (до отставки в 1740 году). В 1727 году «Обердиректор над фортификациями Российской империи» был подчинен непосредственно Военной коллегии. Разработали новый штат крепостей, где особое внимание уделялось Кронштадту.
В 1734 году были начаты опытные работы по замене деревянных ограждений гаваней на каменные. Однако вследствие нехватки каменщиков и войны с Турцией эти работы через три года были свернуты. Буря в октябре 1757 года нанесла укреплениям новый значительный ущерб. Опять был поднят вопрос о каменном строительстве, но расчет затрат показал, что работы с использованием дерева будут иметь в 20 раз более низкую стоимость, что на четверть века отложило каменные работы.
Каменная крепость
25 марта 1784 года адмиралом Грейгом был подписан план устройства Адмиралтейства в Кронштадте. Авторитетная комиссия по указанию Екатерины II рассмотрела его, и 18 января 1785 года императрица подписала рескрипт, поручив Грейгу начать перевод Адмиралтейства в Кронштадт. Составленный план во многом определил ход застройки острова жилыми и служебными зданиями, госпиталями и складами.
В крепости началось, наконец, каменное строительство. Шло и углубление гавани, причем в качестве рабочей силы использовались заключенные.
Восстановление крепости после наводнения 1824 года
Во время наводнения в ноябре 1824 года почти вся поверхность острова, кроме нескольких возвышенностей за городской чертой, оказалась под водой. К вечеру 7 ноября Кронштадтская крепость перестала существовать. Укрепления оказались разрушены, вооружение смыли волны. Стихия обрушилась неожиданно, в результате погибли многие не снятые с постов солдаты.
Инспектор Инженерного департамента, граф Сухтелен, создатель Генерального штаба русских вооруженных сил, создал срочный проект каменных укреплений города. Инженер-подполковник Львов руководил срочными восстановительными работами, шедшими круглосуточно. Основные работы были закончены к лету 1826 года.
В 1827 году был утвержден новый план города, мало отличавшийся от старого.
Описание крепости
После окончания работ город стал напоминать по форме неправильный четырехугольник. Со стороны острова Котлин его защищали стена с башнями и эскарпом.
С запада город прикрывала эскарповая стена, которую частично замещали стены 1-й Западной оборонительной казармы с полубашней и 2-й Западной оборонительной казармы. Перед эскарпной стеной располагался Кронверкский канал, с юга и севера перекрытый батардо.
Северные оборонительные сооружения образовывали четыре Северные оборонительные казармы, построенные с 1831 по 1871 год, некоторые из которых были оборудованы полубашнями. С востока располагалась пятая, Восточная оборонительная казарма.
Со стороны моря город защищали молы с площадками, предназначенными для пушек, а также батарея «Князь Меншиков», защищающая вход в Купеческую и Среднюю гавани.
К западу от кронверка располагались люнеты: люнет «Ден» (названный по имени военного инженера генерала И. Дена) восточнее современного кладбища и люнет в районе базы торпедных катеров — «Базы Литке» (названный по имени гидрографа и мореплавателя Ф. Литке), рядом с которой сегодня создан контейнерный терминал.
До нашего времени сохранился Северный вал и ряд казарм вдоль улицы Восстания и частично вдоль улицы Зосимова.
Комплекс мортирных батарей
Комплекс батарей крепости является объектом культурного наследия и располагается в западной части острова. В состав комплекса входят:
- батарея Демидова (названа по имени генерал-майора П. Демидова, командира гарнизона Кронштадта в 1854-1855 годах) с дальномерным павильоном и казематом для керосинового двигателя;
- южная мортирная батарея;
- мортирная батарея № 1 с дальномерными павильонами;
- мортирная батарея № 2.