Сергий Радонежский и патриарх Алексий – роль в реформе
Житие Сергия Радонежского содержит отдельный сюжет о проведении реформы монастырей – введении общежития. В Житие ее связывают с посланием патриарха Филофея Сергию, где он излагает преимущества общежития перед «особножительством». Исходя из сроков, когда Филофей был патриархом, можно заключить, что в Троице-Сергиевом монастыре, основателем и игуменом которого был Сергий, общежитие было введено в промежутке $1364-1376$ годов.
На самом деле, инициатива и основная роль в проведении монастырской реформы принадлежала патриарху Алексию.
Причины проведения реформы
Реформа монастырей была проведена митрополитом Алексием как закономерный процесс развития общества и церковной организации. Реформа Алексия в сущности своей состояла во введении монастырского «общежития». Дело в том, что на Руси в монастырях преобладала форма проживания в индивидуальных кельях. Такая форма проживания соответствует больше канонам исихазма, где провозглашается индивидуальное спасение. Монастыри такого типа на Руси зачастую находились в зависимости от местных землевладельцев, более того, чаще всего именно феодалы и основывали эти монастыри. Митрополит Алексий, таким образом, реформой преследовал цель выведения монастырей из-под местного подчинения.
Отметим, что митрополит Алексий в своей деятельности много внимания уделял вопросу объединения государства.
В этом вопросе церковь, и в частности монастыри, занимали более выгодное положение, нежели зависимые от Орды светские правители. Поэтому разобщенные и малочисленные «особножительные» монастыри не отвечали поставленным задачам.
Особенности монастырской реформы
В $XIV$ веке православная церковь перешла на Иерусалимский богослужебный устав. На Руси этот устав был принят в рецепции патриарха Алексия.
Развитие старых и устроение новых монастырей Алексий начал сразу с принятием сана митрополита. Так, по возвращении из Византии он в $1365$ году основал в Москве Чудов монастырь. Десятки монастырей общежитийного типа появились в достаточно короткий срок. Учреждение происходило от лица митрополита, некоторые монастыри были основаны преподобным Сергием Радонежским. В Москве, помимо Чудова, Алексий основал также Андроников, Симонов и Алексеевский монастыри. Дальнейшее учреждение монастырей шло по направлению на север.
Итак, сущность общежития заключалась в следующем:
- Частная собственность отменялась
- Введены были общие молитвы
- Ввели общие трапезы
- Элемент почитания властей («Многая лета» пелась князю, митрополиту и игумену)
- Появился обязательный труд для каждого члена монастырской общины
Отметим, что такие правила напоминают ранние ирландские монастыри.
При этом, «общежитие» как таковое являлось выражением стремления русского народа проводить все дела «миром», как это было принято в территориальной общине. Поэтому монастырская реформа являлась мощным фактором подъема общественного сознания.
В монастырской реформе инициатива, как уже было сказано, исходила лично от митрополита Алексия. Но в этом вопросе его поддерживал великий князь и само монашество. В Московском княжестве реформу проводил Сергий Радонежский с учениками. Во Владимирском княжестве общежитие вводилось также с помощью Сергия Радонежского и других деятелей: Стефана Махрищского и Дмитрия Прилуцкого. В самой Москве проводником реформы был Иван, архимандрит Петровский. В Нижнем Новгороде активно действовал Дионисий Печерский.