Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Монастырская реформа митрополита Алексия

Все предметы / История России / Московское государство в XIV - XV вв. / Монастырская реформа митрополита Алексия

Сергий Радонежский и патриарх Алексий – роль в реформе

Житие Сергия Радонежского содержит отдельный сюжет о проведении реформы монастырей – введении общежития. В Житие ее связывают с посланием патриарха Филофея Сергию, где он излагает преимущества общежития перед «особножительством». Исходя из сроков, когда Филофей был патриархом, можно заключить, что в Троице-Сергиевом монастыре, основателем и игуменом которого был Сергий, общежитие было введено в промежутке $1364-1376$ годов.

На самом деле, инициатива и основная роль в проведении монастырской реформы принадлежала патриарху Алексию.

Причины проведения реформы

Реформа монастырей была проведена митрополитом Алексием как закономерный процесс развития общества и церковной организации. Реформа Алексия в сущности своей состояла во введении монастырского «общежития». Дело в том, что на Руси в монастырях преобладала форма проживания в индивидуальных кельях. Такая форма проживания соответствует больше канонам исихазма, где провозглашается индивидуальное спасение. Монастыри такого типа на Руси зачастую находились в зависимости от местных землевладельцев, более того, чаще всего именно феодалы и основывали эти монастыри. Митрополит Алексий, таким образом, реформой преследовал цель выведения монастырей из-под местного подчинения.

Замечание 1

Отметим, что митрополит Алексий в своей деятельности много внимания уделял вопросу объединения государства.

В этом вопросе церковь, и в частности монастыри, занимали более выгодное положение, нежели зависимые от Орды светские правители. Поэтому разобщенные и малочисленные «особножительные» монастыри не отвечали поставленным задачам.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности монастырской реформы

В $XIV$ веке православная церковь перешла на Иерусалимский богослужебный устав. На Руси этот устав был принят в рецепции патриарха Алексия.

Развитие старых и устроение новых монастырей Алексий начал сразу с принятием сана митрополита. Так, по возвращении из Византии он в $1365$ году основал в Москве Чудов монастырь. Десятки монастырей общежитийного типа появились в достаточно короткий срок. Учреждение происходило от лица митрополита, некоторые монастыри были основаны преподобным Сергием Радонежским. В Москве, помимо Чудова, Алексий основал также Андроников, Симонов и Алексеевский монастыри. Дальнейшее учреждение монастырей шло по направлению на север.

Итак, сущность общежития заключалась в следующем:

  • Частная собственность отменялась
  • Введены были общие молитвы
  • Ввели общие трапезы
  • Элемент почитания властей («Многая лета» пелась князю, митрополиту и игумену)
  • Появился обязательный труд для каждого члена монастырской общины
Замечание 2

Отметим, что такие правила напоминают ранние ирландские монастыри.

При этом, «общежитие» как таковое являлось выражением стремления русского народа проводить все дела «миром», как это было принято в территориальной общине. Поэтому монастырская реформа являлась мощным фактором подъема общественного сознания.

В монастырской реформе инициатива, как уже было сказано, исходила лично от митрополита Алексия. Но в этом вопросе его поддерживал великий князь и само монашество. В Московском княжестве реформу проводил Сергий Радонежский с учениками. Во Владимирском княжестве общежитие вводилось также с помощью Сергия Радонежского и других деятелей: Стефана Махрищского и Дмитрия Прилуцкого. В самой Москве проводником реформы был Иван, архимандрит Петровский. В Нижнем Новгороде активно действовал Дионисий Печерский.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис