Шорцы — это тюркоязычный народ юго-восточной части Западной Сибири, проживающий главным образом в южной части Кемеровской области и в некоторых районах Республики Алтай и Республики Хакасия, Алтайского и Красноярского краев.
Общая численность народа составляет 14 тысяч человек. Шорцы делятся на две группы: горнотаежную южную и лесостепную северную (абинцы). По языку шорцам близки хакасы и алтайцы, по культуре — чулымцы и алтайцы.
История шорцев
Шорский этнос формировался в VI—IX веках, в ходе смешения кетоязычных и тюркоязычных племен (некоторые исследователи полагают, что процесс формирования этноса начался в XVII веке, то есть с усилением в пределах образованного Кузнецкого уезда языковых, экономических и этнокультурных контактов).
Письменные свидетельства о степных шорцах относятся к началу XVII века, ко времени русского освоения верховьев Томи. До начала XX века шорцы сохраняли пережитки родовых отношений. До 1917 года основными занятиями шорцев были пушной промысел и рыболовство, у некоторых групп — стойловое скотоводство, примитивное ручное земледелие, извоз и торговля. Ремесло шорцев до XX века носило домашний характер, и в основном было сосредоточено в женских руках; наиболее развитыми были гончарное дело, ткачество и плетение сетей. Повсеместное распространение имела обработка дерева и кожи (в изготовлении берестяной посуды, лыж, седел, мебели, лодок-долбленок и других вещей обихода).
Издавна особое значение у северных шорцев имело кузнечное дело, а также добыча и выплавка железной руды (это дало русское наименование северным шорцам - «кузнецкие татары»). Однако с вхождением территории в состав России заниматься железным ремеслом шорцам запрещалось царским указом.
Традиционная одежда в начале XX века шилась лишь в глухих южно-шорских улусах. Жилищем для шорцев служили летние шалаши, полуземлянки, срубные многоугольные дома с конической крышей, у северных групп — русские избы.
Часть шорцев в середине XIX века переселилась в Хакасию; часть переселенцев сохраняла шорский диалект, но сейчас к шорцам их потомки не относятся.
1-8 октября 1925 года в улусе Мыски прошел Первый съезд Советов Горной Шории, на котором была выработана программа национального строительства. Декрет ВЦИК «Об образовании в составе Кузнецкого округа Сибкрая национального Горно-Шорцевского района» от 12 апреля1926 года законодательно закрепил национальное самоопределение шорцев. Важнейшую роль в формировании самосознания и основ шорской культуры в 1920—1930-х годах сыграло создание письменности, распространение грамотности и единого литературного языка, в основу которого лег мрасский диалект. Однако последовавшее интенсивное освоение природных ресурсов Горной Шории и последующее резкое падение доли шорцев в численности резко увеличившегося населения в 1938 году привело к упразднению Горно-Шорского района и разделению его на три — Кузедеевский, Таштагольский, Мысковский. Это отрицательно сказалось на этническом развитии шорцев. Все активнее протекали процессы урбанизации. В 1940-х годах начались продолжающиеся по сей день процессы ослабления этнической специфики шорского этноса. В первой половине XX века изменилась обстановка в Северной Шории, где началась интенсивная разработка месторождений угля и возникла система крупных городов, рабочих поселков и поселений заключенных и ссыльных со смешанным национальным составом.
В 1960 году Кемеровским облисполкомом принято решение «О ликвидации колхозов Горной Шории, как нерентабельных», что привело к массовой миграции шорцев в города и поселки Кемеровской области, в результате чего там сейчас проживает 74 % шорцев.
Шорцы в наше время
Сегодня идет исчезновение шорской культуры. Это происходит в силу нарастания урбанистической культуры. Начиная с 1985 года возобновляются традиционные шорские праздники — праздник прародителя Ольгудека, весенне-летний Пайрам и прочие, сопровождающиеся исполнением песен и эпоса, спортивными состязаниями.
В настоящее время шорцы в основном заняты в работах в шахте, старые занятия такие как охота, сельское хозяйство, рыболовство постепенно уходят на второй план. Лишь в Шерегеше сохранился старый образ жизни — охота, являющаяся для населения основным промыслом.
Важнейшей проблемой для шорцев сегодня является отсутствие структуры сельского образования и рабочих мест в сельских территориях Таштагольского района. Многие шорцы живут в городах (Новокузнецке, Таштаголе, Шерегеше), некоторые работают в обслуживании сферы туризма на горнолыжном курорте Шерегеш. Живущие на селе шорцы официально учитываются безработными, несмотря на то, что большинство заняты традиционными промыслами и в сельском хозяйстве.
Язык, религия и фольклор
Большинство шорцев используют русский язык, свыше 60 % считают его родным. До недавнего времени в шорском языке выделяли два диалекта — мрасский (хакасская группа восточно-тюркских языков) и кондомский (северноалтайская группа западно-тюркских языков), каждый из которых дробился на ряд говоров.
Шорцы в прошлом считались православными, сохраняя фактически тенгрианство, промысловые культы, культ предков и другие верования. Согласно традиционному мировоззрению, мироздание разделено на три сферы, — на «землю Ульгеня», нашу землю и подземный мир – «землю злых духов». Во владениях Ульгеня находятся 9 небес; на седьмом небе расположены луна и звезды, на восьмом небе — солнце, а на девятом живет доброе верховное божество Ульгень. Ульгень со своим братом Эрликом (олицетворение злого начала) сотворили человека и наш мир.
Шорский фольклор включает героические поэмы (сказания о богатырях), исполняемые (горловым пением) или речитативом, рассказы и сказки, легенды, загадки, поговорки и пословицы, охотничьи, любовные, свадебные, исторические, хвалебные и другие песни. Шорские героические песни и поэмы относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Они исполнялись под аккомпанемент двухструнного щипкового инструмента «қомус», который делали из сибирского кедра и ствола ивы. Жанры шорского фольклора по идеям и содержанию отражают охотничий образ жизни.