Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История народов России: кумандинцы

Определение 1

Кумандинцы — это коренной тюркский народ, живущий на территории Алтайского края, Республики Алтай и Кемеровской области России.

История кумандинцев

Кумандинцы до 2002 года учитывались в качестве самостоятельного этноса лишь по данным переписи 1926 года. На территории РСФСР тогда их проживало 6327 человек.

Все кумандинцы проживали в Сибирского края, в том числе большинство (4948 представителей) — в Бийском округе, 1384 — в Ойратской автономной области (сейчас Республика Алтай). При проведении дальнейших переписей кумандинцев включали в состав алтайцев.

В 2000 году Постановлением Правительства РФ кумандинцы были включены в список коренных малочисленных народов Российской Федерации, а позднее и в список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Всероссийские переписи населения 2002 и 2010 годов, учитывали кумандинцев отдельной национальностью, обладающей своим языком.

Первые упоминания об алтайских кумандинцах в русских источниках сделаны в 1628 году. В челобитной тобольских воевод говорится, что они послали 28 февраля 1628 году из Кузнецкого острога служилых людей — «Олешку Бакая с товарищем на государеву службу в Чебанскую волость…». При возвращении четверо были убиты людьми князя телеутов Абака, в числе которых были и кумандинцы.

В VI-XVII веках кумандинцы жили под значительным тюркским влиянием. Народ был в зависимости от первого и второго Тюркских каганатов, Уйгурских, а затем Кыргызских правителей, империи Юань.

После вторжения в XVI веке русских положение кумандинцев не улучшалось. В результате передела сфер влияния долгое время кумандинцы оставались двоеданцами: платили ясак России и Джунгарии. Лишь после поражений джунгаров во второй половине XVIII века от Цин и Казахского ханства, народы Алтая вошли в состав России. Кумандинцы были закреплены за Бийским уездом.

В дореволюционный период этноним «куманды» не был самоназванием. Он был дан кумандинцам соседними племенами (шорцами, тубаларами, челканцами, теленгитами) по названию их самого многочисленного рода и алтына куманды, а сами кумандинцы называли себя просто «татар-кижи» («кижи»— «человек»). Некоторые исследователи полагают, что этноним «куманды» может в переводе означать «лебедской человек» (лебеди, видимо, были тотемным животным).

«История народов России: кумандинцы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Долгое время кумандинцы оставались малоизученными. Алтайцы в прошлом делились на северных и южных. В основе деления лежали различия в быте и культуре, антропологическом типе и языке, которые свидетельствует о разном этническом происхождении групп. Кумандинцы в антропологическом плане имеют множество европеоидных черт. Первые русские землепроходцы говорили о значительном количестве голубоглазых и светловолосых детей в кумандинских аилах. На генетические связи кумандинцев с неким европеоидным древнейшим населением Сибири, возможно динлинами, еще в начале ХХ века указывал исследователь Грум-Гржимайло, который писал, что господствующий в Южном Алтае татаро-монгольский тип, на севере, в лесах Кузнецкого и Бийского острогов, превращается в почти европейский».

Сеоки

Определение 2

Сеок — это род у народов Алтая (алтайцев, кумандинцев, шорцев, хакасов), группа людей, которые осознают общность происхождения по мужской линии.

У кумандинцев выделяют следующие сеоки: алтына куманды, караба, калар, кузен, керсагал, найман (тайман), куманды, табыска, со (солу), оре куманды, тастар (суг тастар, таг тастар), оре табыска, тонгул, тоон, челей, чедыбер, чоот, шабат (оре шабат, алтына шабат).

П. Каралькин зафиксировал у кумандинцев 12 сеоков: атына-куманды, оре-куманды, калар, тон/тоон/тонар, алтына-шабат, тастар, чаты, тонгул, четыбер, челей, шабат/чебат, орешабат. Сами кумандинцы не признают из перечня сеоки тонгул, калар, шабат и четыбер как исконные, поскольку они позднее вошли в их состав.

Н. Дыренкова говорит о наличии у кумандинцев десяти родов-сеоков: алтына-куманды, кузен, калар, оретастар, -куманды, чедыбер, тонгул, чоты, челей, шабат.

Согласно Ф. Сатлаеву, в составе кумандинцев можно выделить следующие семнадцать сеоков и подразделений: алтына куманды/тюбюре куманды, караба, калар, кузен, керсагал, найман/тайман, куманды,оре куманды, табыска (с подразделениями алтына табыска, оре табыска), со/солу, тастар (с подразделениями таг тастар, суг тастар), тонгул, тоон, челей, чедыбер, чоот, шабат (с подразделениями оре-шабат и алтына-шабат).

Язык кумандинцев

Кумандинский язык входит в группу северно-алтайских языков (тюркская группы алтайской языковой семьи) или является диалектом (наречием) кумандинско-челканского языка (северно-алтайского). Сегодня кумандинцы и кумандинский язык официально признаны отдельным народом и самостоятельным языком. Однако некоторые этнографы склоняются к внесению их в состав алтайцев и северно-алтайского языка (кумандинское наречие).

В 1930-х годах в рамках политики коренизации предпринималась попытка вести обучение детей кумандинцев на родном языке. В 1933 году свет увидел основанный на латинице «Куманды-буквар» под редакцией Н. Каланакова и К. Филатова. Однако дело на этом остановилось. С того времени преподавание в школах ведется на русском языке, также преподается алтайский литературный язык, основанный на алтайском наречии южноалтайского языка и фактически являющийся для кумандинских детей иностранным.

Общественная деятельность кумандинцев

Кумандинцы в начале 1990-х годов были признаны в качестве самостоятельного этноса. Из-за этого в местах компактного проживания кумандинцев начали возникать территориальные национальные общины. Это Шатобальский национальный сельсовет в Солтонском районе, Чилгай в Красногорском районе. В 1999 году в Горно-Алтайске начала работать общественная организация «Возрождение кумандинского народа».

В городах Алтайского края были созданы общественные организации: «Кардаш» в Барнауле и «Исток» в Бийске. Но пока не сложился единый центр, который сумел бы объединить кумандинцев и отстаивать на разных уровнях этнические интересы.

Кумандинская интеллигенция, встревоженная угрозой исчезновения народа, предпринимает шаги по сохранению культуры. В августе 2007 года в Горно-Алтайске прошла конференция «Культура и традиции коренных народов Северного Алтая», по результатам которой был издан сборник.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot