Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Жизнь и деятельность Сергия Радонежского

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Жизнь и деятельность Сергия Радонежского
Жизнь и деятельность Сергия Радонежского
Определение 1

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; 1314 год — 1392 год) — это иеромонах Русской церкви, основавший ряд монастырей, в том числе Свято-Троицкий монастырь под Москвой.

Детство и молодость Сергия

О жизни преподобного Сергия нам известно от Епифания Премудрого – мастера по «плетению словес». Он написал «Житие Сергия Радонежского» на склоне лет в Троице-Сергиевом монастыре в 1417-1418 годах. По его свидетельству, в 1322 году у ростовского боярина Кирилла родился сын Варфоломей. Некогда семья была богата, однако обеднела и, спасаясь от слуг Ивана Калиты, в 1328 году была вынуждена переселиться в Радонеж – город, который принадлежал младшему сыну московского князя Андрею Ивановичу. В возрасте семи лет Варфоломея в церковной школе начали обучать грамоте, но учение ему давалось с трудом. Он рос задумчивым тихим мальчиком, у которого со временем возникло решение уйти от мира и свою жизнь посвятить богу. Его родители тоже приняли постриг в Хотьковском монастыре. Обет монашества там же принял старший брат Стефан. Завещав имущество младшему брату Петру, Варфоломей направился в Хотьково и там вел монашескую жизнь под именем Сергия.

Готовые работы на аналогичную тему

Братья покинули монастырь и в десяти верстах в лесу поставили келью. Вместе поставили церковь и освятили ее. В 1335 году Стефан, не выдержав тягот, оставил Сергия одного, уйдя в Богоявленский монастырь в Москве. Для Сергия начался период испытаний. Его уединение продлилось почти два года, а затем к нему начали стекаться иноки. Было построено двенадцать келий, которые обнесли оградой. В 1337 году зародился Троице-Сергиевский монастырь, игуменом которого стал Сергий.

Деятельность в качестве игумента Троице-Сергиевского монастыря

Его руководство монастырем не имело ничего общего с властью в обычном смысле слова. В «Житии» говорится, что Сергий для всех был «купленный раб». Он таскал бревна, рубил кельи, выполнял сложнейшие работы, до конца исполняя обет служения ближнему и монашеской бедности. Однажды у него кончилась еда, и, проголодав три дня, он направился к монаху обители Даниилу. Тот намеревался пристроить к своей келье сени и ждал из села плотников. Игумен предложил Даниилу выполнить работу. Даниил испугался, что Сергий много попросит, однако тот согласился работать за гнилой хлеб, который есть уже нельзя. Сергий проработал целый день, а вечером инок принес ему «решето хлебов гнилых».

По словам современника, Сергий «кроткими и тихими словами» мог действовать на самые ожесточённые и загрубелые сердца; он часто примирял враждующих князей. В 1365 году Дмитрий Донской направил его в Нижний Новгород, чтобы примирить поссорившихся князей. По пути Сергий нашел время устроить пустошь в Гороховецком уезде на болоте при Клязьме и поставить храм Святой Троицы. Там он поселил «старцев пустынных отшельников, а питались они лыками и сено по болоту косили». Помимо Троице-Сергиева монастыря, Сергием были основаны:

  • Старо-Голутвин близ Коломны;
  • Благовещенский монастырь на Киржаче;
  • Высоцкий монастырь;
  • Георгиевский монастырь на Клязьме.

Во всех обителях настоятелями он поставил своих учеников. Его ученики основали более 40 монастырей:

  • Савва – Саввино-Сторожевский вблизи Звенигорода;
  • Ферапонт – Ферапонтов;
  • Кирилл – Кирилло-Белозерский;
  • Сильвестр – Воскресенский Обнорский.

Сергий Радонежский, согласно житию, совершил много чудес. Люди из разных городов приходили к нему для исцеления, и даже чтобы просто его увидеть. По утверждению жития однажды он сумел воскресить мальчика, умершего на руках отца, который нёс ребёнка к святому для исцеления.

Достигнув старости, Сергий, прозрев кончину за полгода, призвал братию и благословил на игуменство преподобного Никона, опытного в послушании и духовной жизни ученика. Умер Сергий 25 сентября 1392 года и был вскоре канонизирован. Это произошло при жизни знавших его людей. Случай, никогда более не повторявшийся.

Историческая роль Сергия Радонежского

Через 30 лет, 5 июля 1422 года, нетленными были обретены его мощи, что засвидетельствовал Пахомий Логофет. Этот день является днем памяти святого.11 апреля 1919 года, во время государственной кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия подвергались вскрытию при специальной комиссии с участием церковных представителей. Останки Сергия нашли в виде волос, костей, фрагментов монашеского одеяния. О предстоящем вскрытии стало известно Павлу Флоренскому, и, чтобы защитить мощи от возможности уничтожения, голова преподобного Сергия была отделена от тела и заменена головой князя Трубецкого. До возвращения Церкви мощи Сергия хранилась отдельно. В 1920-1946 годах мощи были в музее в здании лавры. 20 апреля 1946 года мощи святого возвратилась Церкви. Сейчас мощи преподобного Сергия хранятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Сергий Радонежский сумел воплотить на Руси идею общежитийного монастыря. Ранее, уходя в монастырь, монахи, продолжали владеть имуществом. Встречались богатые и бедные монахи. Естественно, бедные становились служками у обеспеченных собратьев. По мнению Сергия, это противоречило идее равенства, монастырского братства, устремленности к Богу. Поэтому в Троицком монастыре, основанном у Радонежа, Сергий Радонежский запретил послушникам иметь имущество. Богатство они отдавали монастырю, который являлся коллективным владельцем. Имущество, включая землю, нужно было обители, чтобы инокам, посвятившим жизнь молитве, было чем питаться. Сергий Радонежский руководствовался высокими помыслами и боролся с богатством монашества. Ученики Сергия основали множество монастырей подобного типа. Однако общежитийные монастыри в дальнейшем становились крупнейшими земельными собственниками, кстати, обладавшими и большим движимым богатством — драгоценными вещами, деньгами, полученными на помин души. При Василии II Темном Троице-Сергиев монастырь получил привилегию: его крестьяне не обладали правом переходить в Юрьев день — в масштабе одной монастырской вотчины на Руси появилось крепостное право.