Цахуры — это один из дагестанских народов, принадлежащих к лезгинской группе, коренной народ Кавказа, исторически проживающий в юго-западном Дагестане и северо-западном Азербайджане, один из титульных дагестанских народов.
Цахуры используют цахурский язык, относящийся к лезгинской группе нахско-дагестанской семьи северо-кавказских языков.
Этническая история цахуров
Цахуры по языковой принадлежности относятся к нахско-дагестанской семье, в которой представлены 26 дагестанских и три нахских языка. Этноним «йихъбы» показывает идентичность с этнонимами всех народов Северо-Восточного Кавказа. Общность цахуров с нахскими и дагестанскими народами прослеживается в антропологии, языке, культуре и истории.
Происхождение цахуров связано с древнейшими жителями Кавказа, создавшими развитую культуру в конце IV тысячелетия до н. э.). Цахуры являются одной из наиболее древних упоминаемых в источниках народностей Закавказья и Дагестана. Непосредственными предками цахуров и лезгиноязычных народов были албанские племена, которые в конце II — середине I веков н. э. объединились в Кавказскую Албанию.
Предки цахуров и лезгиноязычных народов занимали территорию юго-западной части Кавказской Албании, граничащей с Арменией и Иберией. Предположительно, в прошлом цахуры занимали большую территорию, чем в XIX—XX веках.
Древние памятники архитектуры, связанные с христианством, есть в цахурских селениях Лекит Кум, (Кахский р-н Азербайджана), и Мамрух (Закатальский р-н Азербайджана).
Развалины Базиличного храма сохранившиеся в селении Кум датируются исследователями VI веком. Развалины круглой церкви в Леките входят в состав большого замкового или монастырского комплекса строений, датируемых VII веком. Развалины средневекового храма в Мамрухе датируются III—IV веками н. э. Кроме этих храмов, в регионе есть и другие памятники зодчества — храмы и крепости.
Цахуры в XV—XIX веках
Первые сведения о цахурах можно встретить в армянских и грузинских источниках VII века: одни содержат упоминание страны Цукети, а другие — упоминание ее жителей — «цахайков». Главное селение — Цахур — существовало в XI—XII веках, о чем свидетельствуют найденные надписи. Арабский ученый XIII векв Закария аль-Казвини сообщает о Цахуре. Он писал:
…большой густонаселенный город расположен в шести переходах от Ганджи. Главный город страны Лакзан. В нем силен Холод. Вода в город поступает из реки Самур… Пища состоит из злака сульт, внешне похожего на ячмень, а качеством — на пшеницу… Каждый сеет достаточное для себя количество зерна и питается им, молоком и кислым молоком маленьких овец. Они носят одежду из шерсти овец. У них нет начальника, но есть проповедник, который с ними молится согласно учению аль-Шафии.
Существование в указанный период населенных цахурских пунктов не закрывает вопрос этногенеза цахурского народа. Генетическое родство лезгинских языков говорит, что до VI—VII веков цахуро-рутульский язык являлся локальной единицей, «с выраженной диалектной обособленностью». В X веке на занимаемой носителями лезгинских языков территории, в том числе цахурами, существовало государственное раннефеодальное образование Лакз. При этом ни один автор IX—XV веков не упоминает ни словом о цахурах, лезгинах, агулах и рутульцах. Эти народы, а порой и некоторые другие, объединялись под общим названием «жителей страны Лакз». Исследователь Ихилов пишет, что следует «считать, что до XV века рутулы и цахуры не выделялись из этнической лезгинской среды и продолжали считаться с лезгинами одним народом, хотя у них и складывались свои особенности культуры и быта, и языки».
В XV веке на территории расселения цахуров возникает феодальное образование, имеющее центр в ауле Цахур — Цахурское ханство.
Цахуры с течением времени продвигались к югу и расселились в Джарском и Кахском эриставствах. Переселение части цахуров из Дагестана в пределы северо-западного Азербайджана, завершилось в XVII веке. В XIX веке среди историков (Эсадзе, Линевич и других) сложилось мнение, что цахуры, которых называли «лезгинами», были пришельцами, в XVII веке захватившими часть Кахетинского царства. Такая точка зрения сейчас признана неверной. Известно, что в нагорных частях Кахетии уже в XVI веке существовали цахурские поселения. К XVIII веку на указанной территории оформились цахурские и аварские вольные общества, известные более как вольные Джаро-белоканские общества.
В состав Илисуйского султаната вошли три вольных цахурских общества, при этом сохранивших внутреннее самоуправление. Население султаната находилось под влиянием азербайджанской культуры. Илисуйский султанат существовал до 1844 года, когда был ликвидирован русской царской администрацией. После ликвидации была введена колониальная русская администрация. Часть селений цахуров вошла в состав Джаро-Белоканского округа, в 1859 году преобразованного в Закатальский округ, а остальные — в Самурский округ, первоначально входивший в Каспийскую область, а после в Дагестанскую область и Дербентскую губернию.
В 1852 году русские власти с целью лишить Шамиля цахурской поддержки насильно переселили народ на Приалазанскую равнину; в верховьях Самура 15 селений были войсками разрушены до основания. Лишь в 1861 году цахуры получили разрешение вернуться к прежним местам проживания. По данным 1875 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской империи», цахуры численностью 2430 человек населяли территорию Самурского округа Дагестанской области. По данным Памятной книжки Дагестанской области от 1895 года, цахуры численностью 5149 человек населяли Цахурское, Джинихское, Гельмецкое, Муслахское, Кальяльское, Мишлешское сельские общества Лучекского наибства в составе Самурского округа.
Цахуры исповедуют ислам суннитского толка. Цахуры приняли ислам в X—XI веках. Закария аль-Казвини, посетивший селение Цахур в середине XIII века, сообщал, что «все жители города шафииты. Медресе в нем основал его Низам ал-Мулк Хасан ибн Исхак…».
Антропологически цахуры относятся к каспийскому типу европеоидной расы.