Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Начало освоения Кубани казачеством в 17 веке. Казаки-некрасовцы

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / История России / Начало освоения Кубани казачеством в 17 веке. Казаки-некрасовцы

Первые казаки на Кубани

Появление первых казаков на Кубани тесно связано с борьбой донских казаков за свои права, в том числе за право не выдавать сбежавших на Дон.

В апреле 1688 года более тысячи непокорных казаков сбежали на Северный Кавказ, поселившись в междуречье Лабы и Кубани.

Казаки получали жалованье от правителя Крымского ханства, в целом находились под его покровительством, избрав атамана «меж себя».

В 1692 году от 21 сентября в документе Русского царства упоминаются «кубанские казаки» — жившие на Кубани «воровские казаки-раскольники» (казачья община Савки Пахомова на территории вассальной Крымскому ханству Малой Ногайской Орды). Посланцы от этих казаков участвовали в попытках вывести с реки Аграхань общину казаков-раскольников (казачья община Левки Манычского на территории Тарковского шамхальства). Во время переселения с территории шамхала Будая II под ханское покровительство, при переправе через реку Сунжу, община Левки Манычского в была разбита и разграблена отрядом чеченцев и кумыков под предводительством мурзы Амирхана (инициатором нападения были русское правительство и администрация астраханского воеводы П. Хованского). Спасшиеся 200 человек добрались до Кубани и поселились деревянным «городком» в междуречье Кубани и Лабы.

В 1696 году Хопёрские казаки Войска Донского отличились при разгроме турецкого флота, и при взятии Азова, эта дата затем стала старшинством Кубанского казачьего войска.

Казаки-некрасовцы

Определение 1

Некрасовцы (игнат-казаки) — это потомки хопёрских и донских казаков, после подавления Булавинского восстания ушедших с Дона в 1708 году. Названы они в честь лидера Игната Некрасова. Около 240 лет некрасовцы жили на территории Османской империи, приняв султанское подданство.

После поражения восстания Булавина осенью 1708 года часть донских казаков во главе с Некрасовым ушли на Кубань, бывшую тогда территорией Крымского ханства. С Некрасовым ушло от 2 до 8 тысяч казаков с женами и детьми. Объединившись с ушедшими ещё в 1690-х годах старообрядцами, некрасовцы создали казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымского хана и получившее широкие привилегии. Казаки войска назывались некрасовцами, хотя оно и не было однородным.

Некрасовцы сначала поселились на Средней Кубани (недалеко от устья Лабы на правом берегу) в урочище у станицы Некрасовской. Но затем большинство, включая и самого Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров основав Блудиловский, Голубинский и Чирянский городки.

Долгое время некрасовцы отсюда совершали набеги на русские приграничные земли. Со смертью Игната Некрасова в 1737 году положение начало стабилизироваться. В 1735—1739 годах Россия несколько раз предлагала казакам вернуться на родину. Не получив положительный результат, Анна Иоанновна направила на Кубань войско донского атамана Фролова. Не имея возможностей противостоять русской армии, некрасовцы начали переселяться в турецкие придунайские владения. После взятия крепости Анапы отрядом И. В. Гудовича в 1791 году последние «игнат-казаки» ушли в Болгарию и Бессарабию.

В 1740—1778 годах с разрешения султана некрасовцы перебирались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам все привилегии, которые они имели у крымских ханов на Кубани. На Дунае они поселились в плавнях в Добрудже по соседству с липованами, которые до сих пор живут в Румынии.

На Дунае некрасовцы расселились в Сарикёе и Дунавцах, а также в селениях Журиловка, Слава Черкасская, Некрасовка. После разгрома Запорожской Сечи в 1775 году в этих же местах появились запорожцы. Споры между некрасовцами и запорожцами за рыболовные места доходили до вооружённых столкновений и в результате некрасовцы были вынуждены покинуть Дунай и переселиться на юг.

Оставшиеся некрасовцы были поглощены преобладающими по численности липованами и ассимилированы ими и прибывающими в район выходцами-староверами из России, и утратили язык предков, фольклор, обычаи, предания и песни, «заветы» Игната. Однако им было выгодно называться некрасовцами, ввиду предоставления османскими властями привилегий.

Дальнейшая судьба некрасовцев

После взятия запорожцами Дунавца и переселения запорожского коша из Сеймена, в 1791 году ушедшие некрасовцы разделились на две группы. Одна осела на эгейском побережье в восточной Фракии, другая — на озере Майнос в азиатской Турции, в 25 км от города Бандырма. К XIX веку образовались две крупные группы некрасовцев — майносская и дунайская Из Эноса поредевшая в результате болезней община некрасовцев переселилась на Майнос в 1828 году и влилась в майносскую общину.

К середине XIX века община имущественно расслоилась, наметились религиозные разноречия, и в 1860-х годах 157 семей майносцев в результате раскола ушла и основала собственное поселение на острове Мада Бейшехирского озера. Их судьба была трагична — в результате «подморной» земли, эпидемии и зараженной воды, к 1895 году на острове осталось лишь 30 дворов, а к 1910 году в селении оставалось 8 семей. Таким образом общины живущих по «заветам» некрасовцев, остались лишь на Майносе и на Маде.

В 1860-х годах проявляются тенденции ухудшения отношений между турецкими властями и некрасовцами, которые привели впоследствии к невозможности жизни общины на турецкой территории. В начале XX века завершился имущественный, религиозный, культурный раскол общины на фоне ухудшения условий жизни некрасовцев в Турции (усиление воинской повинности, налогового гнёта, отъема земель в пользу мухаджиров) и была окончательно утрачена вера в поиске мифического «Города Игната».

К 1911 году в некрасовских поселениях осталось менее 1000 казаков. В письме Кавказского наместника от 26 октября 1910 года говорилось о 175 семьях села Эски-Казаклар, общим количеством 729 человек обоего пола. В 1911 году в ходе изучения некрасовского поселения оказалось, «что большая их половина желает переселиться в Россию, 418 человек, из которых 202 мужского пола и 216 женского пола». В 1905 году в самой России старообрядцы обрели свободу вероисповедания.