Русские летописи — это исторические сочинения, в которых содержалась запись событий по годам; основной источник сведений касательно истории восточнославянских земель допетровского периода; по видовым признакам они аналогичны западноевропейским анналам и хроникам.
Общие сведения о летописях
Летописи составлялись при княжеских дворах, кафедрах иерархов церкви и в монастырях.
Летописцы редко сообщали прямые сведения о себе, поэтому указания на время, место и цели создания памятников в большинстве случаев являются предположениями.
Сравнение текстов летописей позволяет выявить наличие выраженной политической направленности и ее изменения при редактировании текстов. А. А. Шахматов и его последователи, кроме реконструкции создания летописных сводов, пытались установить личность авторов и их взгляды, определить роль летописей в политической борьбе их эпохи. Большинство исследователей связывают цели летописания с борьбой за власть. Д.С. Лихачёв, А.Ф. Килунов и В.Г. Мирзоев писали об образовательных задачах летописания. По распространённому мнению, летописание является родом публицистики в форме исторического сочинения.
Т.В. Гимон полагал, что политическая тенденция не являлась определяющей при написании летописных текстов. Взгляду на летописи как политико-публицистические сочинения противоречат части летописных сводов, посвящённые отдалённым временам и ведение погодных записей. Письменные памятники в ограниченном числе, политические оценки которых были завуалированы, не могли оказать реальное влияние на политическую позицию общественных слоёв. Учёный полагает, что летопись могла быть юридическим документом, фиксировавшим правовые прецеденты, на которые могли ссылаться представители династии для подтверждения традиции, и была рассчитана, таким образом, не на настоящее, а на будущее.
И. Н. Данилевский считал, что летописи обладали эсхатологическим назначением. Со второй половины XI века они приобретали функции «книг жизни», которые будут фигурировать на Страшном суде. По оценке Гимона, приводимые им аргументы являются косвенными, но последний не отрицает возможность понимания летописцами своих целей в таком ключе, о чём свидетельствует наличие эсхатологического плана в летописных текстах и форма летописания, запись фактов из жизни людей, и сведений о стихийных явлениях.
Ранняя история
Схему древнейшего летописания, разделяемую в целом современными учёными, разработал А. А. Шахматов.
В его концепции начальным этапом был «Древнейший свод», составленный при Киевской митрополичьей кафедре в1039 году. В 1073 году свод дополнил иеромонах Киево-Печерского монастыря Никон Печерский. Считается, что на основе «Древнейшего свода» и других источников около 1093—1095 годов игумен Киево-Печерского монастыря составил так называемый «Начальный свод».
Согласно схеме, несколько позже, около 1113 года, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором создаётся первая несохранившаяся редакция «Повести временных лет», в основе которой лежал «Начальный свод», дополненный материалами киевского княжеского архива и выписками из византийских хроник. В 1116 году летопись переработал игумен киевского Выдубицкого монастыря Сильвестр и создал её Вторую редакцию. Сильвестровская редакция сохранена в составе Лаврентьевской летописи. В 1118 году неизвестный автор по поручению Мстислава Владимировича создал третью редакцию, сохранившуюся в составе Ипатьевской летописи. В дальнейшем «Начальный свод» и «Повесть временных лет» использовались в региональном летописании при изложении событий ранней истории.
Д.С. Лихачёв выводил русское летописание из западнославянских (мораво-паннонских) сказаний.
Летописи отдельных земель
Летописи XII—XIV веков преимущественно содержат местные известия. Нашествие монголо-татар вызвало упадок летописания. К XIV веку оно вновь развивается. Крупнейшими летописными центрами стали Новгород, Ростов, Псков, Москва, Тверь. Летописные памятники отражали события местного значения — светские политические (рождение и смерть князей, военные походы, выборы посадников и тысяцких в Пскове и Новгороде, битвы), церковные (поставление игуменов, епископов, строительство храмов), природные (неурожаи, эпидемии, голод, явления природы).
В Москве летописание переживало расцвет в XVI веке. В XVII летописная форма постепенно отмирает и сохраняется лишь в провинциальных летописных центрах.
Производимые в Киеве начальные летописные своды и погодные записи сформировали киевское летописание, осуществляемое в XII — первой трети XIII веков. В Киеве летописание велось в Выдубицком и Печерском монастырях и при княжеском дворе. Основной летописный свод – составленная в Выдубецком монастыре Киевская летопись, датируется 1198 годом.
С середины XII века летописные записи делались во Владимире-Волынском и в Галиче. Части Киевского свода вошли в состав Галицко-Волынской летописи XIII века. Последняя в конце XIII века была объединена с Киевским сводом 1198 года.
По мнению исследователей, самый ранний летописный новгородский памятник создан в 1039-1042 годах и представляет собой копию или выборку одной из киевских летописей. Эта летопись пополнялась несистематически до 1079 года. Согласно реконструкции Т. В. Гимона и А. А. Гиппиуса, в 1093 году на основе киевского Начального свода и новгородского летописания составлен Новгородский свод. Последний в 1110-х годах дополнен выписками из киевского летописания и записями новгородских событий конца XI — начала XII веков. С этого времени погодные записи ведутся регулярно. В 1160-х годах Герман Воят, предположительно, составил Новгородский владычный свод, продолженный до 1188 года. Владычное летописание при Новгородской архиепископской кафедре велось без перерывов до 1430-х годов.
На основе Новгородской владычной летописи в XII —XV веках сформировался текст Новгородской первой летописи, известной в двух редакциях. Старший извод сохранился в пергаменном Синодальном списке XIII—XIV веков, древнейшем сохранившемся списке русских летописей. Младший извод сохранен в нескольких списках, ранние из которых датируются 1440-ми годами.
В начале XII века в Переяславле Русском был создан епископский летописец, который продолжался до 1175 года. Он был сменен княжеским летописцем, продолжавшимся до 1228 года.
Черниговское домонгольское летописание выделено в результате реконструкции. В 1140-х годах был создан Летописец Святослава Ольговича, продолженный при Олеге Святославиче и Игоре Святославиче.
С середины XII века существовали летописные записи Ростово-Суздальской земли. К главным центрам летописания относились Владимир, Ростов, Суздаль и Переяславль.
Во Владимире летописные записи систематически велись с 1150-х годов. Первый владимирский летописный свод был составлен при владимирском Успенском соборе в 1177 году. В 1193, 1212 и 1228 годах были созданы новые своды. В них местные известия сочетались с известиями переяславских летописей.
В XII веке была создана Радзивилловская летопись.
Памятниками летописания Владимиро-Суздальской Руси являются Лаврентьевская летопись, продолженная до 1305 года владимиро-суздальскими известиями, а также Летописец Переяславля Суздальского.
В XIII—XV веках велось систематическое летописание при дворе епископов в Ростове.