Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

«Повесть временных лет» как источник изучения древних славян

Все предметы / История России / «Повесть временных лет» как источник изучения древних славян
Содержание статьи
Определение 1

«Повесть временных лет» — это наиболее ранняя из сохранившихся русских летописей, созданная в Киеве в 1110-х годах. Она легла в основу большинства русских летописей.

Летопись охватывает исторический период с библейских времён и в третьей редакции заканчивает 1117 годом. Датированная история Киевской Руси начинается с 852 года (лето 6360), к которому относится начало правления в Византии императора Михаила III.

Как и у многих средневековых произведений, оригинал летописи не сохранился. Известна в двух редакциях (первая по А. А. Шахматову не сохранилась) и в нескольких списках с незначительными внесёнными переписчиками изменениями.

Автором летописи в Хлебниковском списке указан Нестор, агиограф XI—XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Некоторые исследователи отрицают его авторство, а упоминание в Хлебниковском списке рассматривают в качестве вторичной вставки.

Несмотря на недостоверность отдельных дат и событий, «Повесть временных лет» при сопоставлении с независимыми источниками, является главным источником истории Древней Руси.

Текстология

Текст «Повести» сохранен в 5 списках:

  • Лаврентьевский (1377 год);
  • Московско-Академический (конец XV века);
  • Радзивилловский (конец XV века);
  • Ипатьевский (начало 1420-х годов);
  • Хлебниковский (1550-е —1560-е годы).

Списки «Лаврентьевской» группы (второй редакции по А. А. Шахматову) (Лаврентьевский, Московско-Академический, Радзивилловский) представляют Владимиро-Суздальскую ветвь традиции «Повести временных лет». Общим протографом группы был владимирский летописный свод конца XII века. Вторая редакция в составе других сводов подверглась переработкам и сокращениям. В одну из летописей под 1096 годом добавлено самостоятельное «Поучение Владимира Мономаха», которое датируется 1117 годом.

Списки «Ипатьевской» группы (третьей редакции по Шахматову) (Ипатьевский и Хлебниковский) составляют южно-русскую ветвь летописной традиции. Текст «Повести» продолжен Галицко-Волынской летописью и киевским летописным сводом 1198 года.

Готовые работы на аналогичную тему

Исследователи первой половины XIX века полагали «Повесть временных лет» первой летописью. Но она содержит множество идейных и содержательных противоречий и вставок, что подтверждается многослойностью и постепенностью формирования текста. Изучение летописания показало, что существовали своды, которые предшествовали «Повести временных лет», а сама «Повесть» не являет собой единое произведение.

Редакции "Повести временных лет"

Подробно проблемы изучения «Повести» разрабатывал в начале XX века академик А. А. Шахматов. Его концепция до сих пор является «стандартной моделью». Хотя отдельные положения подвергались обоснованной критике, однако разработать концепцию, сопоставимую по значимости, пока не удалось.

Согласно гипотезе Шахматова, первая летопись («Древнейший свод») была составлена в 1039 году при Киевской митрополичьей кафедре. В 1070-х годах «Свод» был дополнен монахом Никоном, основателем Киево-Печерского монастыря. Никоновский летописный свод, дополненный событиями до 1093 года, лёг в основу «Начального свода», по предположению Шахматова составленного в 1093—1095 годах игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном.

По Шахматову несохранившаяся редакция была составлена Нестором в 1110—1113 годах. Труд Нестора он относил к 1110 году, но допускал, что он мог быть продолжен до 1112 года. Согласно этой гипотезе, Нестор переработал и дополнил «Начальный свод», расширил и углубил историографическую основу, ввёл историю Руси в рамки христианской историографии. История славян рассматривалась в контексте всемирной истории, было найдено место славян среди народов. Этой концепции подчинена вся композиция «Повести». Рассказ об основании Киева предварен историко-географическим введением, повествующим о древнейшей истории племён славян с указанием освоенных ими территорий. Излагая события X—XI веков, Нестор следует тексту «Начального свода», включая новые материалы: тексты договоров Византии и Руси, новые подробности в рассказах о русских князьях из устных преданий. «Начальный свод» также был дополнен описанием событий начала XII века. Эта часть принадлежит Нестору, однако, считается, что в последующих редакциях «Повести» она могла быть переработана.

Согласно Шахматову, Лаврентьевская летопись отразила составленную Сильвестром вторую редакцию «Повести временных лет». После смерти Святополка Изяславича летописание передали в Выдубицкий монастырь, где игумен Сильвестр в 1117 году переработал заключительные статьи «Повести временных лет», включив положительную оценку деятельности Владимира Мономаха, ставшего великим князем Киевским в 1113 году. Шахматов допускал, что Сильвестр ограничил работу редакционными правками. Присёлков первую редакцию датировал 1113 годом. В 1117 году по поручению Мстислава Владимировича была составлена третья редакция.

Гипотеза «Начального свода» объясняет различия летописного текста в киевской «Повести временных лет» и новгородских летописях. Согласно предположению Шахматова, «Начальный свод» в аутентичном виде отражен именно в новгородском летописании.

Содержание

В композиции выделяются:

  • вводная часть, лишенная абсолютных дат, не имеющая деления на погодные статьи;
  • анналистическая часть, которая излагает события в форме годовых статей.

В вводной части содержится космографическая экспозиция — рассказ о разделе земли сыновьями Ноя и рассказ о Вавилонском столпотворении. Составитель летописи среди потомков Иафета указывает славян и описывает их расселение, особое внимание уделяя племени полян. Летописец подчеркивает нравственность полян, на чьей расположен Киев. Повествование об основании Киева братьями-полянами и подчинения хазарами их потомков образует канву, на которую накладываются сведения о происхождении восточнославянских племен, их обычаях и нравах, описание пути «из варяг в греки» и легенда о посещении Среднего Поднепровья Андреем Первозванным.

Анналистическая часть, посвящённая истории Руси, начинается 852 годом. Составитель взял за точку отсчёта истории Русской земли начало правления в Византии императора Михаила III, при котором войско русов совершило первый поход на Константинополь. Эта дата, как и остальная древнейшая хронология «Повести» исторически малодостоверна.

Сквозные темы летописи:

  • история Рюриковичей от призвания варягов в 862 году до правления в Киеве Владимира Мономаха с 1113 года;
  • Крещение Руси;
  • борьба русских князей с кочевниками.

Летопись содержит ряд идейных противоречий. Например, утверждение, что Русская земля оказалась в стороне от апостольской проповеди, противоречит легенде о путешествии апостола Андрея.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис