Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Государство и церковь при Петре I

Определение 1

Церковная реформа Петра I — это мероприятия, осуществлённые Петром I в начале XVIII века по мнению исследователей с целью внедрения в России принципов протестантизма. Они изменили управление Русской церковью и положили начало синодальному периоду.

Первые начинания Петра

Еще на раннем этапе царствования Пётр воспретил строить в Сибири новые монастыри.

Осенью 1700 года скончался Патриарх Адриан. Возвратившись из-под Нарвы Пётр поступил так, как ему советовал прибыльщик Курбатов: избрать архиерея для временного управления патриаршим престолом, все архиерейские и монастырские вотчины переписать и отдать кому-либо в охранение. Блюстителем Патриаршего Престола назначили митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского. Ему в заведывание были поручены лишь дела веры, все прочие дела, бывшие в ведении Патриарха, распределялись по приказам. Был ликвидирован особый Патриарший разряд.

24 января 1701 года был возрожден Монастырский приказ, ведению которого были переданы Патриарший двор, монастырские земли, архиерейские дома. Приказ возглавил боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

Затем последовал ряд царских указов, сокративших самостоятельность духовенства и независимость духовных чинов от светской власти. Чисткам подверглись монастыри. Монахам приказали постоянно оставаться в монастырях, где их застанут посланные Монастырским приказом переписчики. Из монастырей выселяли непостриженных. В монахини позволили постригать женщин лишь после сорокалетнего возраста. Монастырское хозяйство было отдано под контроль Монастырского приказа. В богадельнях оставляли действительно немощных и больных. Указ 30 декабря 1701 года определил давать монашествующим хлебное и денежное жалование из доходов монастыря, а угодьями и вотчинами монахам не владеть.

Ряд мер облегчил жестокость преследования раскольников и разрешил свободное исповедание веры католикам и протестантам.

Для поднятия уровня нравственности духовенства был издан наказ архиереям, который рекомендовал кротость в обращении с подчинёнными, осторожность в принятии «невѣдомыхъ гробовъ» за святые мощи и в явлении чудотворных икон, запрещал измышлять чудеса, предписывал не допускать юродивых; указывалось, чтобы архиереи не входили в мирские дела, кроме «явной неправды».

«Государство и церковь при Петре I» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Создание Святейшего Синода

Главной фигурой в организации Духовной коллегии был Феофан Прокопович, встреченный Петром в 1706 году в Киеве. В 1711 году Феофан сопровождал Петра в Прутском походе. 1 июня 1718 года он стал псковским епископом, а на следующий день в присутствии государя посвящён в архиерейский сан. Вскоре ему было поручено составить проект Духовной коллегии.

Определение 2

Святейший правительствующий синод — это высший орган государственного управления Русской Православной церковью в синодальный период.

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, вскоре названной Святейшим правительствующим Синодом. 27 января члены Синода принесли присягу, и 14 февраля произошло открытие нового органа управления церковью.

В опубликованном Регламенте Духовной Коллегии объяснялись причины, заставившие Петра предпочесть синодальное управление единоличному патриаршеству. Синод стал послушным орудием в государевых руках.

Регламент определил состав Синода в 12 «правительствующих особ», из которых три должны были носить архиерейский сан. Как и в коллегиях, в Синоде были один президент, два вице-президента, четыре советника и пять асессоров. В 1726 году иностранные названия были заменены: первоприсутствующий член, члены Синода и присутствующие в Синоде.

Президентом Синода стал митрополит Стефан. Несмотря на президентство в Синоде он оказался чужим человеком. За 1721 год в Синоде он был 20 раз. Влияния на дела не оказывал.

Вице-президентом стал преданный Петру человек, Новгородский архиепископ Феодосий, проживавший в Александро-Невском монастыре поблизости от Санкт-Петербурга.

По устройству делопроизводства Синод походил на Сенат или коллегии. Так же Пётр подумал об устройстве надзора. В Синоде было приказано присутствовать особому обер-прокурору. Его обязанностью стали сношения Синода и гражданской власти и голосование против решений Синода, если они не согласовывались с указами Петра. Сенат выдал обер-прокурору инструкцию, являвшуюся практически копией с инструкции генерал-прокурору Сената.

Обер-прокурор подлежал только государеву суду. Сначала обер-прокурор имел лишь наблюдательную власть, но постепенно он стал вершителем судеб Синода.

В Синод были назначены духовные фискалы - инквизиторы. Они были должны наблюдать за правильным течением дел церковной жизни. Синодская канцелярия была устроена по образцу Сената и подчинялась обер-прокурору.

По мысли Петра новое учреждение должно было взяться за исправление пороков церковной жизни. Регламент указывал задачи учреждения и отмечал недостатки устройства церкви, с которыми надлежало решительно бороться.

Меры по ограничению белого духовенства

При Петре духовенство превращалось в сословие, имеющее государственные задачи, права и обязанности. Пётр рассчитывал, что духовный чин станет органом религиозно-нравственного влияния, находящимся в распоряжении государства. Создав Синод, Пётр получил возможность распоряжаться церковными делами. Образование сословий — дворянства, горожан и крестьян — ограничило круг тех, кто мог принадлежать к духовенству. Меры относительно белого духовенства имели в виду выяснение этого ограничения нового сословия.

Лёгкость получения духовного сана создала в России бродячее поповство. В Москве особенно славились Спасский и Варварский крестцы. Здесь собиралось духовенство, ушедшее с приходов для промысла саном. Они могли заработать, предлагая услуги тем, кто хочет отслужить молебен на дому, справить сорокоуст, благословить поминальную трапезу. Все нуждающиеся в священнике выбирали на крестце.

Пётр в начале 1700-х годов сделал ряд распоряжений, ограничивших свободу вступления в чин. В 1711 году эти меры систематизируются. В 1716 году Пётр издал распоряжение, чтобы архиереи «не умножали священниковъ и дьяконовъ сквернаго ради прибытка, ниже для наслѣдія». Облегчался выход из духовного сана, и Пётр на священников, покинувших духовный сан, смотрел благосклонно.

Синодский указ 1722 года установил штаты духовенства. Этот штат предлагалось осуществить по мере того, как будут вымирать церковнослужители.

Сократив количество белого духовенства, затруднив доступ к нему со стороны, Пётр замкнул духовное сословие.

Дата последнего обновления статьи: 21.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot