Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Государственные крестьяне

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Государственные крестьяне
Государственные крестьяне
Определение 1

Государственные крестьяне – это крестьянское сословие в XVIII-XIX вв., представители которого имели личную свободу, но были прикреплены к земле.

Положение государственных крестьян в XVIII-XIX веке

Государственные крестьяне появились при Петре I как сословие из оставшихся незакрепощенных крестьян. Изначально этим термином называли черносошных крестьян на севере страны, где не было развито крепостное право и сельское население подчинялось непосредственно государственной власти. Позже в это сословие были включены и однодворцы (служилые люди на юге – черноземной пограничной земле с Дикой степью), сибирские пашенные крестьяне, нерусские народности Приуралья и Поволжья, крестьяне, конфискованные Екатериной II с церковных земель в результате секуляризации, крепостные, получившие волю и т.д. Также, к государственным крестьянам относились безземельные полковники русского Севера, зажиточные землевладельцы (к примеру, колонисты) и совсем не землевладельцы (заводские рабочие Урала).

До Манифеста об отмене крепостного права 1861 г. государственными крестьянами считались все селяне, не принадлежавшие частным лицам или императорской семье (удельные крестьяне). После проведения переписи в 1842 г. государственных крестьян, включая иноземцев (калмыки, киргизы и т.д.), насчитывалось более 10 млн человек, но с оговоркой, что это были только лица мужского пола.

Положение разных представителей государственных крестьян также было разным: крестьяне Урала мало чем отличались от крепостных, а однодворцы имели право владеть крестьянами.

Единственное, что объединяло эту массу было их отношение к государственной казне. Они должны были платить повинности не частным лицам, а государству. Было два основных налога: подушная подать и оброк.

В XVIII в. были установлены различные размеры оброка в зависимости от области: меньше всего платили крестьяне Севера и Сибири – примерно 3 руб., а больше всего – крестьяне центра России – около 5 руб.

Замечание 1

При этом оброк государственных крестьян был меньше оброка помещичьих крестьян раза в два.

Государство выступало владельцем государственных крестьян и могло ими распоряжаться, зачастую используя крестьян как резервный фонд для всевозможных пожалований за службу или услуги государству. Например, за время своего правления Екатерина II раздала около 1300 тыс. государственных крестьян, а Павел I примерно 600 тыс.

Соответственно, государство было и владельцем крестьянской земли. По межевым инструкциям 1754 г. и 1766 г. было установлено, что земли государственных крестьян (кроме тех, на которые имеются жалованные грамоты) являются собственностью государства и не могут отчуждаться. Купля-продажа государственными крестьянами земель в одних областях была разрешена, а в других – запрещена.

Распределение наделов между крестьянами было крайне неравномерное, поэтому правительство начало проводить политику разделения земель во избежание недоимок.

Положение государственных крестьян

Государственные крестьяне обладали юридическими правами. Они могли:

  • выступать в суде;
  • заключать сделки;
  • владеть собственностью;
  • вести оптовую и розничную торговлю;
  • открывать фабрики-заводы.

С 1801 г. государственные крестьяне могли покупать ненаселенные земли (без крепостных крестьян) и владеть ими на правах частной собственности. Они могли пользоваться земельным наделом в размере 8-15 десятин на душу в зависимости от губернии.

Государственные крестьяне были обязаны:

  • вносить деньги на земские нужды;
  • платить подушную подать;
  • отбывать натуральные повинности.

За несение повинностей крестьяне отвечали круговой порукой. Основная часть государственных крестьян платила оброк в казну. В прибалтийских и польских землях казенные земли сдавались в аренду частным лицам, поэтому крестьяне, в основном, отбывали барщину. В начале XIX в. размер оброка составлял 7-10 руб. в год. С увеличением повинностей удельных и помещичьих крестьян плата государственных крестьян становилась меньше, чем повинности остальных категорий крестьян.

Реформы в отношении государственных крестьян в XIX веке

В начале XIX в. повсеместно началось увеличение повинностей и рост малоземелья, в результате чего государственные крестьяне стремительно беднели. Это стало причиной многочисленных волнений («Холерные» и «Картофельные» бунты) против уменьшения наделов и тяжести повинностей.

Стала очевидной необходимость изменений в управлении государственными крестьянами. В 1830-х гг. чиновники подготовили несколько проектов.

В 1837-1841 гг. была проведена реформа по проекту, разработанному П.Д. Киселевым, который считал, что нельзя сразу действовать радикально, чтобы «рабство уничтожилось само собой и без потрясений государства»:

  • было создано Министерство государственных имуществ и подчиненные ему местные органы;
  • ликвидирована барщина государственных крестьян в Белоруссии, Литве, Правобережной Украине;
  • оброк с души заменен равномерным земельно-промысловым сбором;
  • прекращена сдача государственных имений в аренду;
  • государственным крестьянам было дано право иметь самоуправление – теперь они могли решать свои дела в сельской общине.

Помещики боялись, что освобождение государственных крестьян может дать пример для крепостных, поэтому первые остались прикреплены к земле. Полное же реформирование государственной деревни стало возможным только после отмены крепостного права.

Опыт этой реформы был использован при подготовке крестьянской реформы 1861 г.

Александр II в 1866 г. выпустил закон “О поземельном устройстве государственных крестьян», согласно которому за сельскими обществами сохранялись земли, которые были в их пользовании. Ранее был выпущен указ о выкупе наделов крестьянами в собственность. Получилось так, что земельный надел сократился в размере, а выкупной платеж наоборот возрос. Выкуп должен был вноситься в течение 49 лет, но был прекращен в связи с проведением реформы 1907 г.

Итак, государственные крестьяне представляли собой основную часть сельского и общего населения страны, от которой они составляли примерно треть. Они пользовались достаточной свободой по сравнению с крепостными, обладали юридическими и гражданскими правами, но их воля и земля все равно находились в собственности государства, что затрудняло их положение.