Экономическое положение России после отмены крепостного права характеризовалось противоречивостью и двойственностью. Главным в ту пору было формирование свободного общества, основной предпосылкой которого были изменения в 1860-1870-х годах, прежде всего, крестьянская реформа 1861 года.
Первые двадцать лет после реформы были промежуточными, или же как отмечают исследователи, критическими, когда шли радикальные изменения феодальных связей в селениях, заканчивались изменения в индустрии, возникали новые, свойственные свободному обществу общественные слои – индустриальный рабочий класс и индустриальный средний класс.
Развитие транспорта
Необходимой предпосылкой реформы производства была организация расширенной транспортной инфраструктуры:
- шоссейных и железных дорог;
- портов;
- систем связи.
В России была поставлена задача строительства сухопутных средств связи. Железнодорожное строительство стартовало уже при Николае I. 1 ноября 1851 года было открыто движение по железным путям от Петербурга до Москвы.
В 60-е годы железнодорожное строительство стало активнее. Использовался частный капитал, включая зарубежный. Перекрестком всех железнодорожных путей была Москва. Значительную роль сыграло строительство ж. д. от Москвы до Нижнего Новгорода. 1 августа 1862 года из Нижнего в Москву вышел первый состав. Эти пути соединили два главных города и внешний рынок с Нижегородской ярмаркой и Волгой – главным транспортным направлением тех годов.
В 1869 году вошли в строй пути, связавшие Москву с южными хлебородными губерниями (Москва – Рязань – Козлов – Воронеж). В особенности перспективным стало рязанское направление. От Рязани линия была удлинена до Самары, а после того до Урала. Далее железная дорога потянулась в Сибирь. В 1891 году стартовало строительство Транссибирской железной дороги. К 1894 году общая длина железнодорожных путей России составляла 27,9 тысяч верст.
Русское машиностроение в первые десятилетия после реформы не имело возможности обеспечить потребности железных дорог в подвижном составе (поездах). Паровозы и вагоны в те годы приобретались за рубежом. Власти стимулировали рост отечественного машиностроения, со второй половины 70-х годов железные дороги начали обеспечиваться поездами преимущественно отечественного исполнения.
Развитие индустрии
Ликвидация крепостничества на первых порах слегка притормозила индустриальный рост России. Различные области, в первую очередь металлургическая, должны были перейти с подневольного труда на вольнонаёмный. В скором времени индустриальный рост пошёл в гору. В середине 60-х годов в стране шло развитие предпринимательства. Даже офицеры часто увольнялись из армии и открывали книжные лавки или бельевые магазины. Власти закрыли или отдали в частные руки часть невыгодных государственных предприятий.
Отрасли промышленности, которые получили значительный рост после проведения реформ:
- текстильное производство;
- пищевая индустрия;
- металлургическая промышленность.
Наибольших результатов в те времена добилась текстильная промышленность, которая тогда была главной отраслью российской индустрии. За двадцать лет после реформы потребление хлопчатобумажного материала на человека в России возросло в два раза. Такое развитие было достигнуто благодаря вытеснению домотканых льняных материалов.
Очень активно развивалась пищевая промышленность, особенно бурно – ее сахарная отрасль. Средний показатель потребления сахара в те времени также возрос в два раза (до двух килограмм в год в начале 80-х годов). Начался вывоз сахара.
В то же время довольно тяжело шла адаптация к новой ситуации в металлургии, где нужно было не только перейти к вольнонаёмному труду, но и провести техническое перевооружение производства. Однако, уральские горнозаводчики, уже давно перешедшие в разряд аристократии, привыкли тратить свою прибыль в столичных городах и за рубежом. Их вложений в предприятия не хватало. Выпуск железа в первые годы после ликвидации крепостничества сократился. Только в 1870 году изготовление чугуна дошло до уровня 1860 года. Неспешное развитие чёрной металлургии продолжалось до конца 70-х годов. Основанием тому были долгие реформы уральской промышленности. Однако, в то же время (с середины 70-ых годов) начала набирать силу горная и металлургическая промышленность Донбасса.
Народное хозяйство России, постепенно интернирующееся в международную экономику, стало ощущать пульсацию ее конъюнктуры. В 1873 году Россию в первый раз потряс мощный экономический кризис.
За первые двадцать лет после реформы в полном объёме сформировались главные индустриальные регионы России – Московский, Петербургский, Уральский и Южный. В Московском регионе доминировала текстильная промышленность, в Петербургском – металлообработка и машиностроение. Уральский и Южный регионы были центрами металлургической промышленности. Развитие промышленности зачастую шло путем трансформации кустарных промыслов, так маленькая ремесленная мастерская становилась предприятием, где живой труд сменялся механическим.
Превращение ремесленной мастерской в предприятие именуется индустриальной революцией.
Индустриальная революция – это долгий процесс. Признаком его завершения является установление такого момента, когда в основных отраслях промышленности основная масса продукции производится фабриками, оснащёнными машинами и станками, работающими на паровой или электрической силе.
В России индустриальная революция началась в середине XIX века. В различных районах и областях она шла по-разному. В хлопчатобумажной промышленности она началась и завершилась раньше, чем в других отраслях. В основном по России машинное производство победило к концу XIX века. Это было связано с индустриальным развитием 90-х годов.
Второй половине XIX века свойственно активное развитие внутреннего и внешнего рынка, в частности хлебного (60% товарного хлеба шло на внутренний рынок, 40% - на внешний). Ещё более быстрыми темпами развивалась торговля промышленными изделиями.