Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

БАМ - стройка века

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / История России / БАМ - стройка века
Определение 1

БАМ (Байкало-Амурская магистраль) — это железнодорожная магистраль в Восточной Сибири, одна из крупнейших в мире.

Проектирование

В 1888 году Русское техническое общество обсудило проект постройки железной дороги через северную оконечность Байкала, после чего летом 1889 года экспедиция Н. А. Волошинова преодолела пространство от Усть-Кута до Муи по местам, где сейчас проходит трасса БАМа. Полковник Генерального Штаба сделал вывод: «…проведение линии по этому направлению невозможно в силу технических затруднений». Волошинов трезво осознавал, что Россия не имела техники и средств для таких грандиозных работ.

В 1926 году Отдельным корпусом железнодорожных войск была проведена топографическая разведка будущей трассы. В 1932 году вышло постановление СНК «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», согласно которому разворачивались изыскательские работы, и начиналось строительство. Уже осенью стало ясно, что проблемой реализации проекта является нехватка рабочих рук. При установленном официальном количестве 25 тысяч работников привлечь удалось только 2,5 тысячи. 25 октября вышло очередное постановление СНК, передавшее строительство БАМа особому управлению ОГПУ. Затем продолжилось (силами заключённых Байкало-Амурского ИТЛ) строительство соединительных линий от Транссиба к трассе намечавшегося БАМа: Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре, БАМ — Тында, Известковая — Ургал.

Стало ясно, что в условиях непроходимой тайги наземная разведка является сложной и рискованной задачей. Применялась новая технология аэрофотосъёмки, первым ее выполнил будущий Герой СССР Михаил Кириллов.

Специалистами Московского аэрогеодезического треста были подтверждены ценность аэрофотоснимков, что привело к решению эти работы проводить собственными силами. С сезона 1936 года гидросамолёт МР-6 активно работал на трассировке магистрали. Леонард Крузе стал первым железнодорожным лётчиком.

Первая проба оказалась неудачной: модификация самолёта была не устойчивой, и ряд кадров был смазанным. В целом применение самолетов было признано успешным, для обслуживания строительства были закуплены самолёты. Следующие поступившие в железнодорожную авиацию аппараты были другого типа — гидросамолёты МП-1-бис. Для эксплуатации авиапарка в 1937 году в составе БАМтранспроекта было учреждено специальное подразделение Бюро аэрофотосъёмочных и фототеодолитных работ. Самолёты базировались в гидропорту Иркутска, где были ангары для зимовки и ремонтная база.

Силами НКПС были построены гидропорты вдоль западного участка БАМа:

  • вблизи Нижнеангарска в устье Верхней Ангары;
  • село Братское на реке Ангара;
  • озеро Иркана;
  • посёлок Неляты на реке Витим;
  • район Среднеолёкминска.

Гидропортами восточного участка БАМа были:

  • Советская Гавань;
  • Комсомольск-на-Амуре;
  • посёлок Норский Склад на реке Селемджа;
  • район города Зеи.

В 1937 году было определено направление БАМа: Тайшет — Братск — северная оконечность Байкала — Тындинский — Усть-Ниман — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань. Поскольку не имелось карт местности участка между Нижнеангарском и Тындой, он не мог быть запроектирован. С 1938 года это направление было основным в работе аэрофотосъёмки. Для этих работ были куплены гидросамолёты МП-1бис.

Строительство

В 1938 году начали строить западный участок от Тайшета до Братска. В мае был расформирован БАМлаг и на его базе создали шесть исправительно-трудовых лагерей, в которых работало 150 тысяч заключённых.

В 1939 году началась подготовка строительства восточного участка от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.

В начале 1942 года по решению ГКО с построенного участка БАМ — Тында были сняты мостовые фермы и звенья пути для строительства железнодорожной линии от Сталинграда до Ульяновска (Волжская рокада).

Летом 1947 года продолжилось (силами заключённых Амурского ИТЛ) строительство участка Комсомольск-на-Амуре — Ургал. До расформирования Амурлага в 1953 году на всём участке были отсыпаны насыпи, построены мосты, уложены пути на участке Комсомольск-2 — Берёзовый. Участок эксплуатировало Комсомольское объединённое хозяйство железнодорожного транспорта, депо и контора которого располагались в посёлке Хурмули Комсомольского района.

Летом 1951 года на линии Тайшет — Братск — Усть-Кут впервые прошёл поезд, а в эксплуатацию участок был сдан в 1958 году. При этом, в ходе строительства Братской ГЭС был затоплен участок длиной 140, который попал в зону Братского водохранилища. Для замены был проложен новый по гребню плотины ГЭС пересекающий Ангару.

24 марта 1967 года работы были возобновлены. Постановление ЦК КПСС и Совета министров от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» выделило средства для строительства участка Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре (3145 км), пути Тайшет — Усть-Кут (680 км), линий Тында — Беркакит и БАМ— Тында (397 км).

Многие станции и посёлки БАМа строились республиками, краями, областями или городами.

Стройка века

В 1974 году БАМ был объявлен Всесоюзной комсомольской стройкой, сюда приезжало множество молодых людей.

XVII съезд ВЛКСМ в апреле 1974 года принял решение о создании штаба строительства БАМа.

В 1977 году в постоянную эксплуатацию была сдана линия БАМ — Тында, а в 1979 году линия Тында — Беркакит. 1 ноября 1989 года трёх тысячекилометровый участок был сдан в эксплуатацию. 29 сентября 1984 года на разъезде Балбухта состоялась встреча бригад Ивана Варшавского и Александра Бондаря. 1 октября 1984 года на станции Куанда было уложено «золотое» звено. Оба участка дороги соединились.

В 1986 году Министерство транспортного строительства для возведения магистрали получило 800 единиц японской техники.

В ходе мостостроительства зачастую не соблюдались технологии и отмечалось низкое качество работ. В результате большинство мостов с железобетонными пролётами были сделаны с дефектами, что привело к ограничению скорости и грузоподъёмности.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис