Правовые и политические взгляды Вольтера
Вольтер, французский писатель, философ и историк, родился в парижской семье, принадлежавшей к среднему сословию. Сначала его отец был нотариусом, потом начал служить в счетной палате.
Вольтер решил быть писателем, но с неохотой начал изучать право. Его бличительные стихотворения навлекли на него немилость короля, высылку из столицы и заключение в Бастилии. Спустя время после второго заключения он под условием отъезда в Англию был выпущен на волю. Пребывание там перевоспитало его и определило его призвание. Затем поэт-философ по вызову Фридриха II переехал в Берлин. После трех лет пребывания там, он был отпущен королем. Вольтер направился в Швейцарию, где и поселился на границе с Францией.
После нескольких безуспешных попыток добиться разрешения на возвращение в Париж; но Вольтер, опираясь на громадную популярность, решил осуществить свое желание назло запретам. Однако, его состояние резко ухудшилось, и 30 мая 1778 года Вольтера не стало.
Вольтер выражал позиции части буржуазии, которая, не претендуя на власть, только ставила требования о гарантиях и реформах и была готова ограничиться скромными программными требованиями просвещенного абсолютизма.
Вольтер выступал против духовенства и католической церкви. Он требовал отменить несправедливые приговоры церковных судов, добивался реабилитации жертв церковной власти.
Вольтер выступал против католической церкви, но учитывал значение религии как средства удержания масс в повиновении и полагал необходимым сохранение религии как узды для народа.
Вольтер был сторонником просвещенного абсолютизма. По его мнению обладающий доброй волей просвещенный король может осуществить намеченную программу реформ. Заметны симпатии писателя к государственному строю Англии, к конституционной монархии, которой в результате реформ просвещенный абсолютизм должен был уступить место.
Вольтер первоначальной формой государства считал республику и полагал, что монархия возникла позднее в результате возвышения военного вождя.
Примиряясь с монархией, если она будет просвещенной монархией, Вольтер в политической программе ограничился требованием реформ, направленных на устранение феодальных институтов.
Он требовал ликвидации привилегий духовенства, упразднения церковных судов, изъятия регистрации актов гражданского состояния у церкви. Он спроектировал перевод духовенства на жалованье, превращение духовных лиц в государственных чиновников.
Вольтер предлагал отменить феодальные повинности, лежавшие на крестьянах, уничтожить внутренние таможни. Он требовал введения единого права вместо различных в провинциях систем местного права.
Как и все мыслители этого времени, Вольтер проповедовал идеи естественного права, согласно которым естественные законы даны человечеству природой.
Вольтер под свободой понимал отмену отношений крепостничества и свободу мысли, свободу печати, свободу совести; отсутствие произвола.
Говоря о равенстве, Вольтер понимал формальное равенство перед законом, отмену феодальных привилегий и установление гражданской правоспособности, но не равенство положения.
Вольтер считал частную собственность необходимым условием существования благоустроенного общества. Лишь собственники должны обладать политическими правами. Под «свободой труда» он подразумевал свободу эксплуатации: право продавать труд тому, кто больше предложит. Философ стоял за буржуазные порядки, которые были должны сменить крепостничество, тормозившее экономическое развитие страны.
Вольтер выдвигал требования соразмерности преступлений и наказаний. Выступая против чрезмерных наказаний, он считал необходимым одновременное принятие мер для предотвращения преступлений. Вольтер также стоял за реформу судопроизводства, говоря об отмене формальных доказательств и за допущение в процесс защиты.
Он добивался уничтожения пыток и инквизиции. Вольтер требовал реформы юстиции, отменить практику продажи судебных должностей.
Вольтер был убежден, что политическое руководство должно оставаться в руках меньшинства. Он обнаруживает неверие в способности и силы народа. Вольтер все надежды возлагал на реформы «сверху».
Правовые и политические идеи Ш. Л. Монтескье
Шарль Луи де Секонда барон де Ла Бред де Монтескье родился в аристократической семье.
Ш. Монтескье, в целом приняв идею «естественного состояния», отвергал концепцию, выводящую образование государства из естественного права.
Он не принимал и понятие общественного договора. Возникновение государства рассматривалось как закономерный исторический процесс. Государство и право появились вследствие войн, а не договора. Общественный договор рассматривался как вручение правителям власти, где народ делегирует власть и вправе изменять форму государства без согласия правителя.
Закономерности жизни общества Монтескье раскрыл через понятие «общего духа нации». Согласно учению, на дух, законы, нравы нации воздействуют моральные и физические причины:
- Физические причины (климат, положение и размеры страны, численность населения) определяют общественную жизнь во время выхода народа из состояния дикости.
- Моральными причинами (религия, обычаи, принципы политического строя, нравственные убеждения) общественная жизнь определяется с развитием цивилизации.
Монтескье выделил «правильные» и «неправильные» формы правления, правильными он считал:
- республику, где власть принадлежит народу (демократия), либо части (аристократия). Основополагающим принципом республики является любовь к отечеству;
- монархию - опирающееся на закон единоличное правление, основополагающим принципом которого является честь;
Согласно концепции Монтескье деспотия - основанное на произволе и беззаконии единоличное правление, является «неправильной» формой правления
Идеалом Монтескье была конституционная монархия. Цель государства – сохранение свобод на основе закона.
Монтескье обратил внимание на зависимость форм государства от «духа нации» и считал, что для небольших государств характерна республика, государств средней величины – монархия, обширных государств - деспотия. При этом он допускал, что республика возможна на большой территории при условии, что будет иметь федеративное устройство.