Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Западноевропейская политико-правовая мысль XVIII века

Правовые и политические взгляды Вольтера

Вольтер, французский писатель, философ и историк, родился в парижской семье, принадлежавшей к среднему сословию. Сначала его отец был нотариусом, потом начал служить в счетной палате.

Вольтер решил быть писателем, но с неохотой начал изучать право. Его бличительные стихотворения навлекли на него немилость короля, высылку из столицы и заключение в Бастилии. Спустя время после второго заключения он под условием отъезда в Англию был выпущен на волю. Пребывание там перевоспитало его и определило его призвание. Затем поэт-философ по вызову Фридриха II переехал в Берлин. После трех лет пребывания там, он был отпущен королем. Вольтер направился в Швейцарию, где и поселился на границе с Францией.

После нескольких безуспешных попыток добиться разрешения на возвращение в Париж; но Вольтер, опираясь на громадную популярность, решил осуществить свое желание назло запретам. Однако, его состояние резко ухудшилось, и 30 мая 1778 года Вольтера не стало.

Вольтер выражал позиции части буржуазии, которая, не претендуя на власть, только ставила требования о гарантиях и реформах и была готова ограничиться скромными программными требованиями просвещенного абсолютизма.

Вольтер выступал против духовенства и католической церкви. Он требовал отменить несправедливые приговоры церковных судов, добивался реабилитации жертв церковной власти.

Вольтер выступал против католической церкви, но учитывал значение религии как средства удержания масс в повиновении и полагал необходимым сохранение религии как узды для народа.

Вольтер был сторонником просвещенного абсолютизма. По его мнению обладающий доброй волей просвещенный король может осуществить намеченную программу реформ. Заметны симпатии писателя к государственному строю Англии, к конституционной монархии, которой в результате реформ просвещенный абсолютизм должен был уступить место.

Вольтер первоначальной формой государства считал республику и полагал, что монархия возникла позднее в результате возвышения военного вождя.

«Западноевропейская политико-правовая мысль XVIII века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Примиряясь с монархией, если она будет просвещенной монархией, Вольтер в политической программе ограничился требованием реформ, направленных на устранение феодальных институтов.

Он требовал ликвидации привилегий духовенства, упразднения церковных судов, изъятия регистрации актов гражданского состояния у церкви. Он спроектировал перевод духовенства на жалованье, превращение духовных лиц в государственных чиновников.

Вольтер предлагал отменить феодальные повинности, лежавшие на крестьянах, уничтожить внутренние таможни. Он требовал введения единого права вместо различных в провинциях систем местного права.

Как и все мыслители этого времени, Вольтер проповедовал идеи естественного права, согласно которым естественные законы даны человечеству природой.

Вольтер под свободой понимал отмену отношений крепостничества и свободу мысли, свободу печати, свободу совести; отсутствие произвола.

Говоря о равенстве, Вольтер понимал формальное равенство перед законом, отмену феодальных привилегий и установление гражданской правоспособности, но не равенство положения.

Вольтер считал частную собственность необходимым условием существования благоустроенного общества. Лишь собственники должны обладать политическими правами. Под «свободой труда» он подразумевал свободу эксплуатации: право продавать труд тому, кто больше предложит. Философ стоял за буржуазные порядки, которые были должны сменить крепостничество, тормозившее экономическое развитие страны.

Вольтер выдвигал требования соразмерности преступлений и наказаний. Выступая против чрезмерных наказаний, он считал необходимым одновременное принятие мер для предотвращения преступлений. Вольтер также стоял за реформу судопроизводства, говоря об отмене формальных доказательств и за допущение в процесс защиты.

Он добивался уничтожения пыток и инквизиции. Вольтер требовал реформы юстиции, отменить практику продажи судебных должностей.

Вольтер был убежден, что политическое руководство должно оставаться в руках меньшинства. Он обнаруживает неверие в способности и силы народа. Вольтер все надежды возлагал на реформы «сверху».

Правовые и политические идеи Ш. Л. Монтескье

Шарль Луи де Секонда барон де Ла Бред де Монтескье родился в аристократической семье.

Ш. Монтескье, в целом приняв идею «естественного состояния», отвергал концепцию, выводящую образование государства из естественного права.

Он не принимал и понятие общественного договора. Возникновение государства рассматривалось как закономерный исторический процесс. Государство и право появились вследствие войн, а не договора. Общественный договор рассматривался как вручение правителям власти, где народ делегирует власть и вправе изменять форму государства без согласия правителя.

Закономерности жизни общества Монтескье раскрыл через понятие «общего духа нации». Согласно учению, на дух, законы, нравы нации воздействуют моральные и физические причины:

  1. Физические причины (климат, положение и размеры страны, численность населения) определяют общественную жизнь во время выхода народа из состояния дикости.
  2. Моральными причинами (религия, обычаи, принципы политического строя, нравственные убеждения) общественная жизнь определяется с развитием цивилизации.

Монтескье выделил «правильные» и «неправильные» формы правления, правильными он считал:

  • республику, где власть принадлежит народу (демократия), либо части (аристократия). Основополагающим принципом республики является любовь к отечеству;
  • монархию - опирающееся на закон единоличное правление, основополагающим принципом которого является честь;

Согласно концепции Монтескье деспотия - основанное на произволе и беззаконии единоличное правление, является «неправильной» формой правления

Идеалом Монтескье была конституционная монархия. Цель государства – сохранение свобод на основе закона.

Монтескье обратил внимание на зависимость форм государства от «духа нации» и считал, что для небольших государств характерна республика, государств средней величины – монархия, обширных государств - деспотия. При этом он допускал, что республика возможна на большой территории при условии, что будет иметь федеративное устройство.

Дата последнего обновления статьи: 18.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot